Бисер – материал древний и вечно юный. В отличие от живописи, вышивки, тканых изделий, он не теряет чистоты и звучности цвета с течением времени. Он доносит отголосок бытия наших далеких предков, их вкусы и цветовые пристрастия.
Когда говорят о бисере, имеют в виду прежде всего стеклянный бисер.
И это оправданно, потому что стекло наиболее часто используется для изготовления бус и бисера. Однако в этих целях находят применение и другие, самые разнообразные материалы: металл, фарфор, всевозможные пластмассы.
Известно, что на Крайнем Севере, где бисерное рукоделие традиционно, до появления торгового бисера местные умельцы точили его из мамонтовой кости.
В Китае бисер был фарфоровым.
Во многих странах издавна делали металлические бусы и бисер. Например, на Декане (Индия) обнаружены медные бусы III-II тысячелетни до и. э. Широко распространены были бусы из драгоценных металлов (золота, серебра) в Африке. доколумбовой Америке, Индии. Например, в захоронении на «королевском холме» Мапунгубве (Зимбабве) обнаружены кости, пересыпанные двенадцатью тысячами золотых бусин.
В Мексике золотые бусины были не только круглыми, но и фигурными – в форме зубов ягуара, например.
В Индии золотые и серебряные бусы и бисер производят до сих пор.
В Европе металлический бисер стал популярен в XIX столетии. Он получил название «стальных бриллиантов». Бисеринки воронили, золотили, полировали.
Металлический бисер делали во Франции, Германии. Лучшим считался английский: в России широко использовался тульский. Существовал и собственно золотой бисер европейского производства – это недавно доказали ученые.
С помощью рентгеноспектралыюго анализа исследовали бисеринку из вышивки XIX в. и установили, что она изготовлена из золота 56 пробы.
Происхождение стеклянного бисера долгое время было окутано тайной. Воображение рождало удивительные легенды. На что, как не на слезинки, похожи прозрачные сияющие бусинки? В Туркмении появилась прекрасная и печальная легенда о драгоценном бисере: где-то в горах есть пещера – жилище дэва (злого духа). Дэв похищает красивейших девушек и заточает их в ней. Прикованные к скале, красавицы вечно плачут, а слезы их превращаются в драгоценный бисер…
Так гласит легенда. Как же было на самом деле?
Начнем со стекла. Часто открытие секрета его производства приписывают финикийцам. Первым эту легенду записал Гай Плиний Старшин, римский историк, живший в I в. в. э. Согласно ей, финикийские купцы, плывшие из Африки с грузом соды, на ночь пристали к берегу и принялись готовить ужин. Но камней поблизости не оказалось, и пришлось обложить костер кусками соды.
Наутро в золе был обнаружен чудесный слиток, чистый и прозрачный, как морская вода, твердый, как камень.
Эту легенду повторяют до сих пор, хотя известно, что самое древнее производство стекла существовало в Египте. Египтяне первыми научились варить стекло. Самая древняя бусина диаметром около 9 мм из зеленоватого стекла была найдена недалеко от древних Фив.
Существовали и великолепные египетские бусы из фаянса. Однако египетский фаянс не имеет ничего общего с фаянсом современным, сырьем для которого служит глина. Для египетского фаянса в качестве сырья использовался толченый кварц. Его отформовывали и покрывали цветной поливой на стекловидной массы. По составу этобыло уже стекло, нос несколько иной технологией нроизяодетва. Оно не было прозрачным, т. к. служило для имитации драгоценных и поделочных камней. Коричнево-красное, зеленое, синее стекло с успехом заменяло сердолик, бирюзу, лазурит. Красителями служили соединения меди, марганца, железа, свинца.
К XVI в. до н. э. стеклоделие в Египте достигло расцвета. Цветными фаянсовыми вставками инкрустировали стены, полы, колонны, отделывали мебель и ларцы. Из стекла выполняли красочные мозаики и, конечно, различные украшения, вазы, флаконы, заупокойные статуэтки. В 1924 г. в Лмарне нашли стеклянную виноградную гроздь, ягоды которой были сделаны из стеклянных бусин зеленого, синего и коричневого цвета (чтобы отобразить их различную степень зрелости).
Ассортимент египетских бус и бисера был весьма разнообразен: от мелких разноцветных до крупных и фигурных.
По форме это могли быть цветы, шишечки, листья, стилизованные раковины (рис. 1).
Очень хороши бусины в виде цветка с сердцевиной другого цвета (например, белая ромашка с красным сердечком). Изготавливал и их особым способом: еще горячую бусину инкрустировали кусочками цветного стекла.
Круглые бусины часто украшали белым орнаментом в виде точек, зигзагов, полос (рис. 2). (Позже бусы с белым орнаментом служили образцом для подражания мастерам Александрии вэпоху Римской империи, а затем венецианским стеклоделам.) Очень ценились бусы в виде глазков. Их носили как обереги от дурного глаза. Эта традиция жива и поныне на Ближнем Востоке и в Средней Азии.
Бисер и бусы из стекла использовали как вспомогательный материал для создания украшений. После изобретения сетчатого низания стали изготовлять самостоятельные произведения из бисера. В своей книге В.Дудорева «Бисер в старинном рукоделии» упоминает одеяние в виде сетки из крупного голубого и зеленого бисера с вплетенными изображениями египетских богов. Подобные сетки использовали и в погребальных обрядах – ими покрывали умершего, само место захоронения осыпали бисером, а на шеи мумий священных крокодилов надевали ожерелья.
Египетские бисер и бусы были известны во многих странах. Их везли купцы через Массилию (Марсель), Ольвию (блиа устьев Буга), Аквилею к варварам в страны Европы. Египтяне предпринимали торговые экспедиции к восточному побережью Африки, в легендарную страну Пунт. Среди товаров для туземцев были бисер и бусы.
В эпоху эллинизма центрами стеклоделия становятся Александрия и Рим. Римляне изобрели технику дутья. Стекло становится прозрачным.
Около 200 г. до и. э. его начали прессовать в открытых формах. Из предмета роскоши стекло превращается в материал для изготовления домашней утвари.
Известна была и техника золочении стекла. Золотой листочек наклеивали па поверхность изделия, в случае необходимости вырезали из него нужный рисунок, а излишки золота удаляли. На тончайший золотой узор накладывали слой прозрачного стекла для закрепления. Плиний Старший писал, что дворец тирана Фермия был отделан такими золочеными стеклянными пластинками.
Римляне первыми вставили стекла в окна домов, правда, стекла эти были шероховатыми с одной стороны и рассеивали свет.
Римское стеклоделие дало начало средневековому искусству стекла. Секреты стеклоделия переняла Византия – до сих пор пленяют глаз византийские мозаики из цветного стекла. Из Византин стекольное производство проникло в Венецию и на Русь.
К IX в. сложилось русское стеклоделие. Мастера делали мозаичные стекла, эмали (кстати. русские эмали в то время считались лучшими в мире и спрос на них был велик), кольца и браслеты, бусы. Вместе с тем наши предки ввозил и бусы и из других стран. Арабский путешественник Ибн – Фадлан (Х в) писал: «Самое лучшее из украшении у них (русов) – это зеленые бусы из той же керамики, которая находится на кораблях. Они (русы) заключают (торговые) контракты относительно них, покупают одну бусину за дирхем и нанизывают как ожерелья для своих жен».
Русское производство стекла пришло в упадок во времена монголо – татарского ига.
Венеция же на долгие века стала европейским центром стеклоделия. Венецианский бисер расходился по всему миру. Его обменивали на золото, меха, экзотические редкости, рабов. Знаменитый купец Марко Поло был сыном известного бисерного мастера. В своих путешествиях он убедился в большом спросе на этот материал. Эти его впечатления дали новый толчок росту производства бисера.
Позже еще один импульс дало стеклоделию открытие Америки, когда появился индейский рынок сбыта. Поставлялся бисер, без сомнения. и на итальянский рынок.
По свидетельству путешественника Кейслера (первая половина XVII в.), генуэзские девушки для погребальных торжеств надевали головные уборы, низанные из черного шлифованного бисера разных сортов и форм. Бисеро – стеклянные изделия стали главным предметом венецианской торговли, а значит, необходимо было сохранить монополию на их производство. Поэтому в 1275 г. правительство Венецианской республики запретило вывоз сырья. необработанного стекла и осколков.
Во избежание пожаров все стекольное производство с 1221 г. было перенесено на остров Мурано. Останавливаться там иностранцу было опасно, потому что стеклоделы часто промышляли разбоем, а правительство не решалось их преследовать за это. Устекольных мастеров была и ещё одна важная привилегия: их дочерям разрешалось выходить замуж за патрициев, а их внуки уже считались патрициями. Многие государства Европы старались заполучить венецианские секреты и мастеров. Иногда это удавалось. Но кара за выдачу секретов производства стекла была жестокой. От вывезшего их требовали возвращения на родину, в противном случае арестовывали всех его родных. Если мастер упорствовал, его находили и убивали и только после этого освобождали родственников. К XVII в. переманивать стеклоделов стало не нужно, т. к. в 1612 г. во Флоренции вышло сочинение Антонио Нери «Искусство стекла» с подробным технологическим руководством.
В XIV столетии производство «лесного» стекла сложилось в Богемии (Южная Чехия).
Здесь вместо соды использовал и древесную золу (отсюда и название – «лесное» стекло). Это стекло было более тугоплавким, зато его можно было гранить, что усиливало игру света.
Появились стекольные мастерские в Германии и Франции. Жестокая конкуренция вынуждала венецианских мастеров изобретать все новые приемы производства и создавать различные сорта бисера и бус. Однако разнообразие не спасло венецианское стеклоделие, и в XVIII столетии начался его упадок.
Как уже было сказано выше, производство стекла на Руси было прервано монголо-татарским нашествием. Это не значит, что оно вообще перестало существовать: кое-где сохранялись мелкие кустарные мастерские, однако высокая культура стеклоделия была утрачена. Возрождения пришлось ждать несколько столетий.
В 1635 г. в селе Духанино был построен первый стекольный завод, в1668 г. к нему добавился еще один – в Измайлово. В то время выпуск изделий из стекла считался престижным для каждого государства, поэтому росло количество заводов, повышался художественный уровень изделий. Но производство бисера и стекляруса связано только с одним предприятием – Усть – Рудицкой фабрикой, строительство которой началось в 1753 г. по инициативе М.В. Ломоносова. Великий русский ученый к этому времени провел множество опытов по варке цветного стекла и решил возродить мозаичное дело в России. Кроме того, он знал и об огромных средствах, уходивших из России в обмен на бисер и стеклярус.
Цветовая палитра стекол на фабрике Ломоносова была необычайно широка. Здесь же делали изумительной красоты мозаичные картины, выпускали бисер, стеклярус, бусы, имитации драгоценных камней, всевозможные галантерейные вещицы. Стекло и изделия из него были высочайшего качества. Бисер и стеклярус ни в чем не уступали венецианским и отличались богатейшей цветовой гаммой. Всего с 1755 по 1766 гг. было выпушено почти 100 пудов стекляруса и несколько сот пудов бисера. Однако, учитывая огромные просторы России и большую популярность бисерных изделий, этого количества было недостаточно, поэтому ввоз бисера из-за границы не прекратился.
После смерти Ломоносова производство в Усть – Рудице постепенно пришло в упадок и вскоре прекратилось совсем. В наши дни основную массу бисера везут из Чехии, Тайваня, Индии. Чешский бисер отличается наиболее высоким качеством и разнообразием оттенков и форм.
Источник: trozo.ru
В статье использованы материалы книги Эвелина Тимченко «Бисерное рукоделие», издательство “Русич”. Для полного ознакомления с материалами книги советуем приобретать её у распространителей или в издательстве.