Несмотря на то, что приемы работы с бисером у разных народов имеют много общего, сами изделия отражают национальный колорит и своеобразие. Знакомство, пусть даже поверхностное, с некоторыми особенностями иноземных рукоделий не просто интересно, но и полезно, ведь иногда вид экзотического убора рождает интересную идею, нетрадиционное решение.
Об истории возникновения бисера и технологиях его производства читайте в наших предыдущий статьях.
Африка.
К большинству африканских племен бисер попал с приходом европейцев. Поначалу цена его была очень высока – всего за несколько связок можно было купить раба. Неудивительно, что ценился новый материал очень дорого, ведь традиционные местные материалы – семена, ракушки, кости животных, скорлупа страусовых яиц, радужные крылышки жуков – не так красивы и удобны в работе, требуют дополнительной обработки.
Неудивительно, что ценился новый материал очень дорого, ведь традиционные местные материалы – семена, ракушки, кости животных, скорлупа страусовых яиц, радужные крылышки жуков – не так красивы и удобны в работе, требуют дополнительной обработки.
Бисер и бусы у народов Африки используются очень широко как элементы костюма и его отделки, а иногда они составляют практически весь костюм. Например, женщины племени туркана носят расшитые бисером передники, а на шее огромные связки бус, из-под которых выпускается кусок шкуры антилопы, сплошь расшитые бисером и бусами. Общий вес такого костюма может достигать 8-10 кг (рис. 4).
Способы работы с бисером у африканских мастериц такие же, как и у европейских, однако изделия, созданные ими, имеют мировую славу благодаря национальному своеобразию. Необыкновенно красивые круглые воротники-ожерелья на жестком проволочном каркасе делают масаи (Кения). Можно надеть сразу несколько таких воротников – один поверх другого. В дополнение женщины – масаи украшают себя многочисленными бисерными браслетами и головными украшениями, причем каждому возрасту соответствует свой набор.
Любят украшения из бисера и мужчины. Чаще всего это бисерные ожерелья с национальным орнаментом. Иногда бисерный убор может быть очень большим и сложным. Например, королевские музыканты барунди поверх туники из леопардовой шкуры надевают перекрещивающиеся на груди бисерные ленты – все из белого и синего бисера, с узором в виде ромбов, зигзагов, треугольников (рис. 5).
Это всего лишь несколько примеров, показывающих, что традиционное искусство бисера в Африке переживает в настоящее время период расцвета.
Индия.
Любовь индусов к украшениям удивительна и уходит корнями в глубокую древность. Об этом можно судить по древним росписям и скульптурам. Есть изображения, где на персонажах нет никакой одежды, кроме многочисленных украшений.
Украшения индийских женщин самые разнообразные: для прически, ушей и носа, руки ног. Общий вес украшений, надеваемых по будням, может достигать 3 кг. Неудивительно, что индийские женщины так украшены, ведь преподносить жене украшения- религиозный долг мужа. Женщина же должна украшать себя в присутствии мужа, снимать часть украшений в его отсутствие и не носить их вовсе после смерти супруга. Одно из главных украшений – брачное ожерелье тали, или мангаль-сутра. В нем обязательно должны быть черные стеклянные или фаянсовые бусины и хотя бы одна золотая.
Вообще же бисер и бусы в Индии применяются очень широко, причем изготавливают их из различных материалов. Для украшений используются главным образом золото и серебро. Низки бус соединяют между собой детали сложных многоярусных украшений. Вытачивают бисер и бусы из раковин, натуральных камней и, конечно же, делают из стекла.
Стеклянные бисер и бусы в сочетании с другими материалами (например, кусочками слюды, зеркал, раковин) используют для вышивки. Существует и уникальная технология изготовления браслетов, инкрустированных бисером и бусами. Их делают из лака (это особая смола, выделения насекомых, ее собирают в лесу на ветвях деревьев). Мастера добавляют в лак красители, затем из полученной теплой массы раскатывают «колбаски», расплющивают их молотком на наковальне и формируют плоский браслет, иногда прямо па руке женщины. Пока лак теплый, в него вдавливают, создавая орнамент, бисер, бусины, кусочки зеркал.
Северная Америка.
Бисерное рукоделие индейцев и эскимосов Северной Америки имеет дреки не традиции. Как и у народов Русского Севера, у них была потребность в контрастном по цвету и фактуре материале для украшения одежды и предметов быта.
Одним из важнейших предметов для индейцев являлся вампум – бусы, пояса, украшения из раковинных бусин. Это был важный символ полномочий посла, доверия, гарантии выполнения обязательств. В важных переговорах и обрядах передача вампума подчеркивала значительность события.
Вампум являлся и средством запоминания – перебирая бусины, вспоминали произошедшие события (подобно чтению книг). Его наделяли и магической силой – он охранял владельца от злых духов. Белые торговцы оценили значение вампума для индейцев, и в страну хлынул поток привозных стеклянных бус и бисера. Хотя для вампума стеклянные бусины использовались редко, однако в других видах рукоделия они применялись широко.
У микмаков и ирокезов белая бисерная вышивка напоминает кружево со всевозможными растительными мотивами, усиками и завитками. К середине XIX в. появилась рельефная вышивка и плотная цветная с полностью вышитым фоном. Некоторые племена центральных прерий заимствовали рисунки с восточно – азиатских ковров, завезенных белыми переселенцами. Появились и реалистические изображения человека и животных в вышивке по мотивам так называемых «бухгалтерских» рисунков (рис. 6).
Приемы вышивки индейцев напоминают европейские. Один из них – пришивание отдельных бусин. Существует шитье «в прикреп». .При так называемом «ленивом стежке» одна и та же нить используется как для шитья, так и для нанизывания бусин, причем по несколько на один стежок. Параллельные стежки образуют полосы орнамента. В «стежке кроу (воронов)» (по имени племени, где он применялся) бисеринки «ленивого стежка» дополнительно закрепляют второй нитью.
Кроме вышивки, существует и ручное ткачество (без станка) с использованием шерстяных ниток и бисера. В тканых изделиях поверхность образована нитями, бисер же лишь составляет узор на их фоне. Так издавна украшали бисером воротники, ленты, пояса (рис. 7). Некоторые племена подобным способом плели корзины, включая бисер в самоплетение.
Из бисера делали украшения, декорировали им предметы быта – сумки, колчаны для стрел, детские колыбели, одежду.
Бисерное рукоделие у коренных народов Северной Америки продолжает развиваться и сейчас.
Россия.
Русское искусство работы с бисером тоже имеет давние традиции. Поначалу мастерицы использовали природные материалы, преимущественно жемчуг, который добывался в реках. Жемчугом украшали оклады икон, одежду духовенства и знати, а также народный костюм. Особой роскошью отличалась отделка головных уборов.
Часто вся поверхность сплошь зашивалась жемчугом, а сам убор дополнялся жемчужной сеткой (поднизью), прикрывавшей лоб.
С течением времени добыча жемчуга в России сократилась, а материалов для отделки требовалось все больше. Поэтому на смену жемчугу пришли бисер и стеклярус. Само слово «бисер» тесно связано с жемчугом – до середины XVII в. так называли оба этих материала. Для длинных стеклянных трубочек существовало иное название «одекуй». и только с ХVIII в. они стали называться стеклярусом.
До XVIII столетия не было особой разницы между народным и светским рукоделием, но с появлением модных заграничных журналов она становится заметной.
В народном рукоделии бисером украшали костюм, делали из него ожерелья, гайтаны, пояса и пр.
В так называемом светском рукоделии область применения бисера была гораздо шире. Я говорю «так называемом», потому что большая часть изделий была выполнена руками крепостных мастериц. Век расцвета бисерного рукоделия (ХVIII-ХIХ вв.) не состоялся бы без достаточного количества бесплатной рабочей силы. Бисером вышивали обои (стеклярусный кабинет китайского дворца в Ораниенбауме), картины, обивку мебели.
В Качановке, имении графа С.Тарановского, бисерными вышивками был обит гарнитур из красного дерева.
Все вышивки выполняли крепостные мастерицы. Обучение их начиналось в 8-10 лет в известной высоким уровнем работ мастерской. Пройдя курс обучения, мастерица могла выполнять сложные работы и обучать других. Много изделий создавали в монастырях, причем они отличались особой аккуратностью.
Светские дамы выполняли в основном небольшие изящные вещицы, предназначавшиеся в подарок или для украшения дома – картинки, кошельки, сумочки, чубуки для трубок, подстаканники и прочие.
Работали с бисером в разнообразных техниках. Одной из самых распространенных была вышивка. В крестьянских нарядах и для украшения предметов культа чаще всего использовалось саженье, или шитье по «бели». На ткани прокладывали рисунок льняным или хлопчатобумажным шнуром – «белью», к нему пришивали жемчужины, предварительно нанизанные на нить. Каждая жемчужина пришивалась к шнуру поперечными стежками. С появлением в рукоделии бисера и стекляруса вышивальщицы применили старую технику к новым материалам.
В светском искусстве распространилось шитье «в прикреп».
Прием берет свое начало в золотом шитье, когда нить закреплялась на ткани мелкими стежками шелковой или льняной нити. Основой для вышивки чаще всего служил холст, который могли дополнительно покрывать шелковой тканью, чтобы усилить игру света на бисеринках. Их нанизывали на нить в определенном порядке и пришивали другой нитью поперечными стежками через промежутки в несколько бисеринок. При шитье «в прикреп» можно было располагать низки (нанизанные бисерные нити), повторяя форму изображаемого, по кругу, по спирали, подчеркивая изгибы и углы рисунка. Можно было взять за основу вышивку крестом. В этом случае низки укладывались тесными параллельными рядами, прикрепляя стежками через одну – две бусинки, причем строго в перекрестье нитей утка и основы. Подобную вышивку можно было выполнить и пришивая каждую бисеринку отдельно.
Поверхность вышивки могла быть полностью покрыта бисером так, что создавалась иллюзия полностью стеклянной вещи. В сюжетных композициях с фигурами людей иногда лицо и руки дописывали масляными красками, а одежду вышивали. При выполнении очень мелких изделий на бархате, шелке вышивали лишь контур изображения.
В качестве основы для вышивки кроме тканей иногда использовали и другие материалы. Сохранились работы, выполненные по соломке. С 1830-х гг. использовалась и бумажная канва – тонкий картон с рядами мелких отверстий, не вышитые участки (фон) подцвечивались акварельными красками.
Техника вязания была удобна для создания объемных изделий – кошельков, сумочек, чубуков для трубок, подстаканников, бисерными рядами надвязывали чулки. Вязали крючком и на спицах. На нитку заранее набирали ряд бисеринок по рисунку, а затем провязывали так, чтобы они оставались на лицевой стороне. Нитки с набранными бисеринками наматывали на бумажки, фигурные деревянные палочки, иногда в качестве основы клубка использовали круглую косточку из куриного горлышка, затянутую сплошь бисерным вязанием.
Способы вязания были достаточно просты: столбики без накида при вязании крючком и чулочная вязка – при вязании на спицах. Вязание крючком использовалось чаще, видимо потому, что оно достаточно плотное, хорошо сохраняет форму. При вязании на спицах получалась более эластичная сетка. Малейшая ошибка в наборе бисеринок на нитку могла погубить все изделие.
Применяли особые приемы для украшения вязаных изделий. Например, при вязании на лицевой стороне оставляли не одну, а несколько бисеринок. Получался выпуклый участок рисунка. Чередуя выпуклые и плоские участки, можно было создать рельефный орнамент. Таким же способом выполнялась и бахрома из бисера.
Использовали и бисер различной величины, подчеркивая более крупным какие-то детали рисунка. Иногда гладкая вязаная поверхность украшалась одноцветным бисерным орнаментом. Можно было получить и ажурную бисерную сетку, используя воздушные петли.
Техника низания применялась для изготовления чехлов на шкатулки, подносы и др. Ткачество использовалось для создания поясов, витражей на подсвечники. Существовала и техника вдавливания бисера в воск. Мелкие его сорта наклеивали на бумагу, на веера и различные деревянные поделки. В конце XIX – начале XX вв. бисером и стеклярусом украшали дамские туалеты.
К сожалению, старинных изделий из бисера сохранилось не так уж много. Бисер – материал нетленный, но ветшает ткань-основа вышивки, рвутся нитки, любопытные внучки разрезают бабушкино рукоделие ради ярких бусинок. Кроме того, до начала XX в. бисер охотно скупали на переработку в эмалевые краски.
С отменой крепостного права начался упадок бисерного искусства в светском рукоделии.
В народном же бисер продолжали использовать, но уже в конце XIX в. древнее искусство потребовалось возрождать.
В 1891г. М.Ф. Якунчикова устроила рукодельную вышивально – ткацкую мастерскую в селе Соломинка Тамбовской губернии. Ученицы мастерской занимались вышивкой помещичьего типа и низанием простейших изделий.
Крайний Север и Дальний Восток России.
Северные рукодельницы использовали два основных способа работы с бисером – низание и вышивка (чаще всего «в прикреп»).
Богатой бисерной вышивкой украшали свои изделия эвенки (тунгусы). В работе они использовали красный, желтый, зеленый, белый и черный бисер. Орнамент был в основном геометрический и состоял из полос, уголков, арочек и маленьких крестиков. Вышитая эвенкийскими мастерицами одежда представляла собой произведение искусства, ее охотно покупали и другие народы Севера.
Под верхней меховой шубой эвенки (тунгусы) носили кафтан из оленьей замши с бахромой из звериного волоса по подолу и рукавам. Грудь защищал от холода специальный нагрудник, богато расшитый бисером.
В светлом обрамлении нагрудника оставляли темные «окошки», на которых помещались крестообразные вышитые бисером фигуры.
Бисером расшивали и пояс, к которому подвешивали необходимые вещи: мужчины – трубку, огниво, кисет, нож. Женщины – игольницу, наперсток, сумочку с нитками (оленьими сухожилиями).
Вышивали по замше или сукну. Часто заранее заготавливали вышитую деталь, а потом вставляли ее в изделие. Например, в унты-торбаса из оленьих камусов вшивали по бокам бисерные вставки, соединяя их вышитой перемычкой, и полосу из вышитого бисером сукна или бархата поверху.
Любят бисерную вышивку эвены (ламуты) и долгане. Главные цвета – красный и синий. У долган кайма праздничных шуб-парок украшена вышивкой по сукну (бархату) или по гладкой коровьей (жеребячьей) шкуре. Бисером украшают головные уборы и оленью упряжь.
У нганасанов бисерная вышивка использовалась главным образом для украшения головных уборов. Это кожаные или металлические обручи с завязками на затылке, украшенные полосой бисерной вышивки по красному сукну. С боков к металлическим кольцам привязывали длинные низки бус, которые спадали полукружиями на грудь и спину (рис. 8).
На европейской части Севера России славится саамская вышивка. Основой для нее служит сукно исключительно красного цвета (рис. 9).
Используется бисер трех основных цветов – белого, голубого, желтого, изредка синего, зеленого, перламутрового, но никогда – черного. Достаточно сложные геометрические орнаменты вышивали по счету. Бисер нанизывали на жилку и шили «в прикреп», пришивая каждую бисеринку к ткани.
В наши дни интерес к забытому искусству пробудился вновь. Существуют школы бисероплетения, появляются сайты о рукоделии с видео -уроками по бисероплетению. Современные мастерицы придумывают новые приемы работы с этим материалом. В наш век стандартных изделий женщина, как и столетия назад, хочет быть неповторимой. Украшения из бисера, затейливая вышивка—это то, что может выделить ее из толпы, придать некоторую изысканность ее наряду. Возможно, наш сайт о рукоделии и хобби поможет освоить бисерное рукоделие и вы создадите то яркое и неповторимое изделие, которое вырвет вас из однообразия серых будней.
Источник: trozo.ru
В статье использованы материалы книги «Бисерное рукоделие», Эвелина Тимченко. Для полного ознакомления с материалами книги советуем приобретать её у распространителей.
14 Ноя 2009 в 21:12
спасибо… я просто млею от вашего сайта или как ещё сказать… я весь день прожила тут… читаю и сохраняю в сердце.. думаю Вы не против…