Историю тряпичной куклы проследить вспять почти невозможно. При археологических раскопках находят всевозможные предметы, но как определишь, был ли лоскуток материи или кусочек дерева любимой куклой или просто лоскутом и деревяшкой.
Кукол делали во все времена. До того как появились обрабатывающие инструменты, люди брали камень или кусок дерева, формой похожие на человечка, и играли с ними. Наибольшей любовью пользовались простенькие импровизированные куклы. Их “заигрывали” до дыр, вот почему до потомков дошли единичные экземпляры, а история кукол — это прежде всего хроника появления красивых “художественных” кукол, и насчитывает она лишь несколько сотен лет.
В XVI, XVII и XVIII вв. кукол, как правило, делали из дерева, воска или папье-маше. Зачастую лицо куклы покрывали слоем воска, чтобы оно было глянцевым и меланхоличным. (Но беда, если ребенок подойдет с такой куклой к горячей печке!)
Золотым веком “художественных” кукол был век XIX, особенно во Франции, где крупные фирмы по производству одежды использовали их в качестве моделей, снабжая изысканнейшим гардеробом.
В прошлом веке кукол изготовляли из фарфора (неглазурованный фарфор называется бисквитом) или из специальной массы, состоявшей из гипса, отрубей, опилок и клея.
Туловища нередко шили из ткани и мягкой кожи, придавая им стройные, изящные формы взрослых людей. Куклы, которые “говорят” и “ходят”, — вовсе не новомодное чудо, еще в 1827 г. были куклы, говорившие “мама”.
Затем появились и такие, что могли даже “дышать”. Но вот наконец изобрели небьющийся целлулоид и первую пластмассу, что радикально изменило условия производства кукол. Выпуск кукол был поставлен на поток, они стали дешевы и практически общедоступны. До тех пор в малоимущих семьях хватало средств разве что на покупку фарфоровой головки, к которой мать сама пришивала туловище. В большинстве домов, где имелась красивая покупная кукла, у детей были и самодельные тряпичные куклы.
Покупная кукла, недоступная в своем величии, красовалась где-нибудь на верхней полке в гостиной. Гости восхищались ею, а снимали ее оттуда только по торжественным случаям.
Детям — за исключением весьма обеспеченных семей — с такой куклой играть не позволяли. Они только фантазировали и мечтали о несказанной красоте там, высоко на полке. Интересно, сколько таких красавиц кукол дети тайком брали поиграть, когда родителей не было поблизости? Ведь наверняка точно так же дети разных культур играли с домашним божеством, фетишем, иконкой или скульптурой. Это были “куклы”, важные для взрослых, а оттого приобретавшие в глазах детей особую притягательность.
Шитых кукол в одежде изготовляли в конце прошлого века в сельских районах Швейцарии и Германии. Они вполне соответствовали тому представлению об игрушках, какое бытовало в кругах, близких к первым вальдорфским школам. Матерчатые куклы стали популярны в семьях и детских садах, а как их делать, детей обучали в школах на уроках рукоделия.
Такую куклу отличает прежде всего способ соединения головы с туловищем, а само туловище разные кукольники делают по-разному.
В большинстве вальдорфских школ детей учат шить кукол и набивать их шерстью, а это — прекрасное упражнение, помогающее создать представление о человеке.
Иначе обстояло с пластмассовыми куклами, которые вдруг появились в великом множестве. Взрослые не слишком их ценили, поэтому такие куклы перекочевали в детские. Если кукла ломалась, ей легко находили замену.
Дешевые резиновые и пластмассовые куклы пришли на смену не только дорогим покупным, которых “для красоты” выставляли на видном месте, но и самодельным, тряпичным.
Взрослым теперь уже не надо было делать куклы для детей, а в скором времени отпала и необходимость петь песни — ведь появились грампластинки! Ну а сейчас и сказки рассказывать незачем — по радио и телевидению устраивают час сказки!
Но, возможно, традиция делать куклы дома прервалась не окончательно.
Очень многие взрослые испытывают сейчас потребность в творческой деятельности и различных хобби, а потому шитьё самодельных кукол возрождается!
В статье использованы материалы из книги Карин Нойшютц «Куклы своими руками». Москва. «evidentis». 2001. Для полного ознакомления с материалами книги советуем приобретать его у распространителей или издателя.
Всё, что вы хотели знать о рукоделии и поделках своими руками – Трозо.ру