Традиции и вехи развития русской народной игрушки.

Дата: 05 Февраль 2010. Опубликовал: Редакция журнала Трозо.Ру

Народная игрушка, её искусство и ремесло тесно связаны с православной культурой, с художественной жизнью монастырей. Сергиев Посад – центр православия и историческая столица русской игрушки. Это уникальное и символическое слияние. Промысел сергиевской игрушки развивался рядом с Троице-Сергиевым монастырем. У истоков этого богоугодного дела народ поставил самого Сергия Радонежского.

Традиции и вехи развития русской народной игрушки.

Кликните на иллюстрации, чтобы увеличить.

Сквозь столетия прошло предание о том, что Преподобный собственноручно резал деревянные игрушки, одаривая ими детей прихожан Троицкой обители. Потом игрушечный посад так и лепился к Троице-Сергиевой лавре, жил под её крылами, от нее питался духом и мастерством, Сергиевская игрушка – уникальный сплав живого народного творчества с монастырской художественной культурой, переплав православных художественных традиций по законам традиций фольклорных. Именно эта воспреемственность определила расцвет и высокий профессионализм искусства и ремесла Сергиевской игрушки в 19 веке. Культурной питательной почвы хватило промыслу и на первые десятилетия 20 века. Сергиевская матрёшка своим ярким узнаваемым стилем во многом обязана иконописной традиции, опыту местных иконописцев. В тесном соседстве с женским рукодельным промыслом шитья и вышивки церковной утвари для монастыря развивалось и ремесло кустарих-одевальщиц кукол.

Мать и дитя – типичный сюжот в русской народной игрушке. Дамы с ребёнком, барыни с близнецами, кормилицы с младенцами, мамки, няньки-ведучки – все эти архаичные образы исследователи связывают с древнеязыческои традицией поклонения женскому божеству, с культом плодородия.

Однако явно и то, что игрушечные фигурки, статично и монументально предстоящие перед зрителем, исторически несут и влияние христианской культуры, духовной и художественной. Это благодатное воздействие особенно ощутимо в игрушке, сделанной мастерами Сергиева Посада. Резные деревянные барыни в модных нарядах, расписные куклы из папье-маше и, конечно, матрешки в русских народных костюмах не просто отражение жизни и стиля эпохи. В кукольном материнстве, полном благород ной красоты и достоинства, про читывается созидающее животворящее начало особо почитаемого и сопереживаемого в России образа Богородицы, который всегда был пред глазами православного мастера – игрушечника.

Традиции и вехи развития русской народной игрушки.

Выше: Кормилица. 2-я половина 19 в. Папье-маше окраска, роспись. Сергиевский Посад, Московская губ. ХПМИ.

В традиции русской северной игрушки также можно найти связь с жизнью монастырей, с ремеслами скитников. Раньше на Севере бытовал обычай вешать деревянных щепных птиц в красном углу, над киотом с иконами или над обеденным столом. Известный писатель-путешественник Сергей Васильевич Максимов, посвятивший себя народоведению, в книге “Год на Севере”, изданной в 1859 году, несколько раз упоминает о голубках, сделанных из лучинок, “которыми любят украшать потолки своих чистеньких зал все богачи прибрежьев Белого моря”.

Традиции и вехи развития русской народной игрушки.

Таких голубков из лучинок, подвешенных к потолку – “досужество умелых скитников” – встретил писатель в доме настоятеля Топозерского скита Кемского уезда. Конечно же, голубки эти были сделаны “досужими мастерами” не только ради украшения. Они символизировали образ Святого Духа, о чём говорит их название и их место – в красном углу избы над иконами. Теперь, когда прежнее значение голубка давно забыто, он стал популярной архангельской игрушкой и сувениром. Щепную птицу дарят на новоселье и называют в народе птицей счастья.

Традиции и вехи развития русской народной игрушки.

Ниже: Козуля “Рождественская звезда”. Нач. 20 в. Муляж архангельского пряника. ХПМИ.

Традиции и вехи развития русской народной игрушки.

Выше: Козуля “Ангел”. Нач. 20 в. Муляж архангельского пряника. ХПМИ.

Традиции и вехи развития русской народной игрушки.

Наследная рукодельная традиция, освященная духом православной веры, не иссякла в русском народе до сих пор. В экспедициях по деревням можно ещё встретить такие искренние её проявления, что встрепенётся душа.

В древнем селе Абашево Пензенской области, где живо старообрядчество, издавна лепят знаменитую глиняную игрушку.

Кроме того, женщины и сейчас занимаются лоскутным шитьем. Шьют подручники – стёганые молитвенные коврики, на которые староверы полагают руки при земных поклонах. Традиционно расположенные квадратные лоскуты на “подрушниках” означают девять ангельских чинов. И сейчас здесь собирают матерчатые лестовки – чётки для себя, соседей и для своих “упокойников”. Эти трудоёмкие изделия требуют особого мастерства, знания традиции и желания её сохранить.

Из тех же «шаболов» (так называют здесь тряпки) могут сшить и тряпичную куклу, как делали это раньше бабушки для своих внуков. Всё из одних трудолюбивых женских рук: и предметы ритуального духовного предназначения, и детские игрушки.

Традиции и вехи развития русской народной игрушки.

Выше: Куколка – старообрядка. 2008 г. Ткань, шитьё, роспись. Г. Осиненко, Хотьково.

Мягкие лоскутные игрушки шили раньше и в самих монастырях. В культуре монастырского рукоделия можно отыскать даже мяч, любимую детскую забаву. Красивые мячики – гремушки делали насельницы Покровского Хотькова женского монастыря. Тому есть разные свидетельства.

Писатель Иван Шмелёв в автобиографичной повести “Богомолье” вспоминает своё путешествие к Троице с остановкой в Хотькове в 80-е годы 19 в.: ” … – Уж заночуйте у родителей Преподобного, – говорит нам монахиня, помолитесь, панихидку по родителям отслужите, схимонаху Кириллу и схимонахине Марии. И услышит вашу молитву Преподобный. У нас хорошо, порядливо…под Покровом Владычицы обитаем. Родители-то у нас под спудом…кутьицей сытовой родителей помяните, спаси вас Господи. Рукодельица наши поглядите, кружевки, пояски… деткам мячики подарите лоскутные с вышивкой, нарядные какие…”.

Традиции и вехи развития русской народной игрушки.

Выше: Голубочек на Пасху. 1994 г. Яичная скорлупа, газетная бумага. А. Мельникова д.Климове. Мышкинский р-н, Ярославская обл.

Традиции и вехи развития русской народной игрушки.

Хотьковские монастырские мячики, – действительно, оригинальные образцы русской игрушки, выполненной в технике лоскутного шитья. Они сочетают в себе разумную простоту и естественность народной дидактики с затейливой выдумкой и украшательством светских изделии. Интересная хотьковская забава – “две в одной”: ручной мячик для тех, кто ловко им манипулирует, и весёлая погремушка для малышей, кого больше привлекает звук, цвет и фактура приятного на ощупь мягкого шарика. Многоцветные гремучие мячики – плоды терпеливого труда и тёплой женской заботы ради детской радости. Подробнее про русские – народные мячики читайте в нашей следующей статье.

Традиции и вехи развития русской народной игрушки.

Выше: Кукла – странник. 1999 г. Ткань, поролон, шитьё, вышивка. В. Булыгина, Хотьково.

В статье использованы материалы из книги : Галина Дайн. «Лоскутные мячики из Хотькова». Книга подготовлена в издательском доме «Весь Сергиев Посад» по инициативе Администрации и Совета депутатов городского поселения Хотьково. Для полного ознакомления с материалами книги советуем приобретать её у распространителей или издателя.

Всё, что вы хотели знать о рукоделии и поделках своими руками – Трозо.ру


Нравится


При копировании материалов активная ссылка на сайт Трозо.Ру обязательна!

Комментирование понравившейся записи обращает внимание читателей на интересные материалы и уроки по рукоделию

Показать свои работы, задать вопрос по рукоделию и пообщаться можно

на форуме для рукодельниц





Вам также будут интересны эти статьи нашего журнала:



1 Комментарии к этой статье

  1. Vimaxа пишет:

    ОГО! Интересненько

Ваш отзыв




Популярные статьи журнала о рукоделии Трозо.Ру:


Реклама на Трозо.Ру

новости журнала

Наша кнопка в вашем блоге

Трозо.Ру - мой любимый сайт о рукоделии!

Рубрики журнала

НЕ ПРОПУСТИТЕ!