Ручной мячик – легкий упругий шарик, способный летать и прыгать, готовый в любой момент вступить в игру.
Мяч – древнеславянское слово. В разных славянских языках оно созвучно: в украинском – мяч и в белорусском тоже мяч, болгарское мечка значит “хлеб с сыром в форме шара”, а сербохорватское меча – “что-либо мягкое, мякиш хлеба”. Лингвисты полагают, что старейшее значение слова “мяч“, по-видимому, “мякиш, мягкий шар, предмет, который можно стиснуть, сжать” -от корня *текъ-, *текъкъ – мягок, смякать. Отголоски древнего звучания долго сохранялись в русском языке, в разговорной речи. В народе до сих пор говорят вместо мячик – мячек, а еще ранее было “мечик”. Об истоках возникновения традиции изготовления игрушек на Руси читайте в нашей статье “Традиции и вехи развития русской народной игрушки“.
Выше: Мяч-шитка. Диаметр 6 см. 1995 г. д. Мартынове, Мышкинский р-н, Ярославская обл. Г. Дайн, реконструкция.
В трудах историка И.Е.Забелина, изучавшего царские описи 17 века, можно прочесть такую запись: “Мечики появлялись у царевен очень рано. Въ 1627 г. Авг. 22, когда ца-ревнъ Иринъ Мих. исполнилось всего только четыре мъсяца, для нея было изготовлено семь сафьяновыхъ мечиковъ съ бубенчиками внутри”.
Такие незатейливые ручные мячики бытовали повсеместно. Комок тряпья, ветоши или шерсти обшивали (отсюда название «шитка») тряпкой без всякой особой выкройки. Обшивкой мог послужить даже старый штопаный чулок или носок, для перетяжки мяча использовали пряденые и сучёные льняные или шерстяные нитки.
В разных этнокультурных традициях мяч заслужил всевозможные прозвища, меткие и образные. Болгары называют его топка, поляки – пилка, словены – крогла, хорваты -лопта, почти как лапта, старинная русская игра с мячом.
В России тряпичные мячики звали шитки, исходя из способа их изготовления, – шитья из тряпок. Ручной мяч кликали и “попину-хой” – от действия с ним в игре ногами: поп-нуть, пинать.
Известно множество традиционных игр с мячом, бытовавших повсеместно в детском сообществе ещё в середине 20 века. Поднебески, свечки, хватки, в подкидку, в перекидку, перевёртышки, катыши, колеса, пришлёпы, пятнашки, круговая лапта -эти старинные названия из детства ещё помнят люди старшего поколения. “Мячевые” игры развивали силу и ловкость рук, меткость глаза, быстроту реакции.
Полезность такого подвижного тренинга обеспечивала долгую жизнь и спутнику игр, мячику – летучке, сохраняясь в детской игровой культуре сотни лет.
Игры с мячом знали ещё в Древней Руси. Об этом свидетельствуют археологические находки. При раскопках Новгорода, Пскова, Москвы и других древних городов в слоях 10-16 веков найдено множество кожаных мячей. Только в 50-е годы 20 в. новгородские археологические экспедиции обнаружили 120 мячей: тогда впервые стало известно о широком распространении в русском быту среди детей и взрослых игры в мяч. Добротное качество исполнения кожаных мячей говорит о том, что их делали ремесленники – сапожники.
А в 15-16 веках появились даже специальные мастера по изготовлению мячей – мячники.
Выше: Мячи кожаные. Диаметр 3 – 6 см. Новгород. 12-13 вв. Из Новгородской археологической экспедиции МГУ, 1965 г. ГИМ.
Выше: Мяч кожаный. Диаметр 10 см. Россия, конец 18 в. ГИМ.
Шили мячи разных размеров. Малые мячики, вероятно, служили для игр типа лапты. Мячи большого диаметра от 15 до 20 см могли использовать для игр, подобных современному футболу и волейболу.
Старинные мячи сделаны из хорошо продубленной кожи, что предохраняло изделие от намокания. Они состоят из трёх деталей. Выкраивали два одинаковых кружка диаметром от 2 до 15 см и прямоугольную полоску кожи, равную по длине окружности заготовок. С ней сшивался сначала один кружок, а затем – второй. Через оставленное небольшое отверстие мяч туго набивали шерстью, мхом или кострикой. Детали сшивались между собой выворотным или потайным швом, для прочности мастера использовали еще узкие ремешки-прокладки, украшенные иногда тонкими серебряными нитями.
Выше: Мячи шерстяные. Диаметр 7, 6, 5 см. 2008 г. Белая овечья шерсть, шерстяная нить, валяние, шов вприкреп. О. Иванова, г. Усть – Катав, Челябинская обл.
Выше: Шерстяной мячик. Диаметр 8 см. 2008 г. Г. Осипенко. Хотьково.
Бытовали раньше и мячи необычной цилиндрической формы, которые, очевидно, катали во время игры типа “катание яиц”.
Более совершенную форму шара имеют кожаные мячи 18 века. Они сшиты потайным и украшены верховым декоративными швами из 8 одинаковых частей в виде равносторонних треугольников. Со всех сторон мяча читается узор – равноконечный крест в круге – вполне вероятное отражение в игрушке древней символики солнца и земли.
В русской традиции 19 века бытовали кожаные мячи, скроенные из эллипсообразных ластовиц. Сшитую оболочку размачивали в воде и набивали овечьей шерстью, нитками, куделью, конским волосом. После высыхания мяч превращался в ровный плотный шарик.
В деревнях делали также мячики, плетённые из лыковых или берестяных ремешков, красивые и лёгкие. Иногда внутрь насыпали песок или заплетали комок глины – такой мяч “с тяжестью” дальше летел и годился для игры ногами.
Выше: Мяч-погремушка. Диаметр 5 см. 2008 г. Береста, плетение. С. Казакова, Киров
Повсеместно в России дети играли в шерстяные мячики. Овечью шерсть сначала скатывали в руках в плотный клубок, затем бросали в кипяток и оставляли там на полчаса. Сжавшийся шарик снова катали в руках, пока он не станет твёрдым, “как дерево”. После просушки выходил замечательный упругий мячик, не уступавший прыгучестью резиновому сопернику.
Тряпичные мячики тоже были в самом широком употреблении. Мастерили их разными способами.
В Тульской губернии делали скрученные мячики. Остатки цветных тканей или старую одежду разрывали на полоски шириной “с палец” и туго скручивали в клубок. Между собою полоски не сшивали и не связывали, а просто накладывали одну на другую при сматывании. Кончик заправляли за предыдущий слой ленты. Получался твёрдый и прыгучий мячик – клубок.
Выше: Волосяной мяч – путанка. Диаметр 6 см. 1977 г. г. Данилов, Ярославская обл. Из экспедиции Г. Дайн
Известно, что очёсы волос при расчесывании никогда не выбрасывали. Их собирали в комочек и прятали за зеркалом, хранили. Волосяной путанкой набивали подушечки – игольницы – эта традиция бытовала в деревне и даже в городе ещё в первой половине 20 века. Упругий волосяной шарик мог также стать хорошей набивкой для тряпичного мяча.
Такие игрушки дети катали по полу, сидя друг против друга и расставив ноги. В уличных играх подбрасывали мяч вверх, разматывая его за кончик. Выигрывал тот, кто при полёте мяча сможет размотать более длинный кончик ленты. Эти редкие сведения собрала музейный сотрудник и мастер народной игрушки Ирина Агаева в этнографических экспедициях по Одоевскому, Белевскому, Суворовскому и Дубенскому районам Тульской области в начале 90-х годов, 20 в.
Происхождение клубковых мячей скорее всего связано с тканьём половиков и вязанием лоскутных ковриков, для чего полоски разноцветных тканей сматывали в клубки. Естественно, разноцветные тряпичные шарики вызывали у детей желание превратить их в любимую игрушку. Потакая ребенку, взрослые стали делать клубковые мячики. Их скручивали гораздо туже и ровнее, добиваясь круглой формы и прыгучести шарика.
Повсеместно встречались и сшитые тряпичные мячики, набитые ветошью, шерстью, куделью. Они повторяли конструкции старинных кожаных мячей. И в то же время с распространением фабричных тканей игрушки превращались в художественные изделия лоскутного шитья. Здесь-то и проявилось искусное умение монастырских насельниц, которые несли культуру рукоделия в народ.
Выше: Скрученные тряпичные мячики. Диаметр 6 – 7см. 2008г. И. Агаева, Народный мастер России, г. Тула.
В Тульской области с конца 19 века и в первой половине 20 столетия были особенно популярны лоскутные мячики, сшитые из 6 разноцветных клинышков. Их украшали пуговичками, кусочками фольги, фантиками от конфет.
Образец такого мячика исполнила в начале 90-х годов 20 в. художник по текстилю Н. Комарова из Тулы. Тульские тряпичные игрушки подарены Народным мастером России Ириной Агаевой в музей “Детский народный календарь” Культурного центра Хотьково.
Выше: Тряпичная кукла “Мальчик с мячиком”. 2008 г. И. Агаева, г. Тула.
Выше: Мячики «тряпошные». Диаметр 7 – 9 см. 1991 г. Лоскут, ветошь, плетёный шнурок. О. Белобородова, с. Патракеевка, Приморский р-н, Архангельск, обл.
Замечательные лоскутные мячики шили в Архангельской области. Образцы этих народных игрушек изготовила нам 85-летняя мастерица Ольга Власовна Безбородова. Её детство прошло в селе Патракеевка Приморского района в 60 километрах от Архангельска. “В семье нас было семеро детей, и всем мама нашьёт мячиков. И больших, и маленьких, с чайную чашечку. Так и играли в них лет до 15. Раньше ведь всё берегли, тряпка зря не бросали.
Однако из портна (домотканого холста) мячики не шили, старались взять тряпки покультурнее. Деревня у нас была богатая, жило много судовладельцев. И одевались хорошо. И ситцы были, и в шёлковых платьях ходили по праздникам. Так что тряпки красивые дома были. В них мы играли, из них и мячики подбирали. В деревне у многих были швейные машины, и у нас тоже. Мама рукодельница была, всё сама шила. И мячик мигом скроит на глаз, и тут же сострочит на машинке. Туго набьет оленьей шерстью, и он отскакивал, как настоящий, и летел далеко. Да ещё перетянет по швам тесёмочкой или ссученной ниткой, и совсем будет красиво. У монашек мама видела такие мячики, они ведь рукодельные были. От них и научилась”, – вспоминает Ольга Власовна.
Достаёт мешочки с тряпками, они у неё рассортированы: в одном мешочке – шёлковые лоскутки, в другом – ситцевые и сатиновые, в третьем – шерстяные, суконные.
Совсем, как в наставлении “Домостроя” 16 века под названием: “Добрые жёны рукодельные – плоды и береженье всему; и что скроит и остатки и обрезки беречи”, где сказано: “А рубашки красные, мужские и женские, и порты-то все самой дати при себе кроити, и всякие остатки и обрезки – камчатые, и тафтяные, и дорогие, и дешевые, и золотное, и шелковое, и белое, и красное, и пух и оторочки, и спорки, и новые, и ветшаное, – все бы было прибрано мелкое в мешочках, а остатки сверчено и связано, а все разобрано по числу (по размеру) и упрятано, и как чего поделать ветшана или у нового недостало (как потребуется сделать чего из ветхого или нового не хватило) – то все есть в запасе, в торгу (на рынке) того не ищешь: дал Бог, у доброго промысла, у совершенного разума все ся лучило дома”. Эти домостроевские советы запасливым и рачительным хозяйкам схожи, как видим, с принятым и в крестьянском обиходе порядком хранить лоскут.
Достав мешочки, Ольга Власовна не спеша, тщательно подбирает “тряпки” одинаковой фактуры, прикладывая их друг к другу, сразу на несколько мячиков, а потом каждый лоскуточек “выутюжит”. Наблюдая за мастерицей, делаем тряпичный мяч.
Цветастые тряпичные шарики, похожие на мячики, привлекали внимание ребёнка ещё в колыбели. Их набивали тряпьём, обшивали яркими лоскутками и привязывали на веревочке к зыбке. В Архангельской области такие потехи называли “кругляпушки” – от местного слова “ляпак”, означавшего маленький цветной лоскуток.
Выше: Подвеска для колыбели из лоскутных шариков.2008 г. Г. Дайн, реконструкция.
Лоскутные мозаичные шарики служили красивой и полезной дидактической игрушкой-забавой, с младенчества раскрывая ребенку совершенство и многоцветность мира.
Выше: Выкройка для традиционного “русского” мячика.
Оптимальный размер стороны треугольника от 3 до 6 см.
Вырезаем из бумаги выкройку – равносторонний треугольник, соединяя его вершины дугообразными линиями. Для одного мяча понадобится 8 одинаковых треугольников. Нарезаем по выкройке ткань (припуск 0,5 см) и сшиваем четыре лоскутка-треугольника с изнанки. Получилась полусфера – половинка мяча. Так же сшиваем вторую половинку, следя за чередованием подобранных лоскутков. Половинки стачиваем так, чтобы совпадали швы.
Последние 1,5-2 см не зашиваем, чтобы можно было вывернуть оболочку мяча и набить его ватой, старыми шерстяными нитками или другим наполнителем. Набиваем туго, пока мяч не примет ровную форму шара, и зашиваем отверстие потайным швом. Теперь перетягиваем мяч по швам плетёным шнурочком или скрученными цветными нитками. Можно оставить короткую или длинную петельку – для подвешивания красивой лоскутной игрушки.
О способах раскроя и пошива традиционных лоскутных мячиков мы расскажем в серии статей “лоскутные мячи”. Обратите также внимание на раздел, посвящённый изготовлению и вышивке шаров темари – традиционных японских шаров (рубрика “темари“).
В статье использованы материалы из книги : Галина Дайн. «Лоскутные мячики из Хотькова». Книга подготовлена в издательском доме «Весь Сергиев Посад» по инициативе Администрации и Совета депутатов городского поселения Хотьково. Для полного ознакомления с материалами книги советуем приобретать её у распространителей или издателя.
Всё, что вы хотели знать о рукоделии и поделках своими руками – Трозо.ру