Красота лоскутных изделий прямо зависит от выбора тканей, многих и разных. Где их взять? – не вопрос. “…И остатки и обрезки беречи…” – известная черта русской ментальности.
Скопидомный порядок хранить лоскут по специально сшитым мешочкам входит в традицию народного лоскутного шитья, подогревая женский интерес к рукоделью. Разбирая лоскутные залежи, дети играли, и тут естественно рождалось желание свернуть куклу, сшить наряд, смастерить мячик. Стародавняя русская привычка беречь обрезки тканей происходит совсем не от бедности. Традиция эта типична не только для деревни, она до сих пор живёт и в городе в семьях самого разного достатка. Сохранять лоскутки – признак доброй домовитости, благоразумной бережливости хозяйки – категория нравственная. Кроме того, собирать цветные узорные тряпочки – увлекательное занятие, как любое коллекционирование.
Выше: Мальчик с мячом. Портрет Александра Энгельгардта. (1825 г.) 3. Петровский, художник первой половины 19 в. ГИМ.
Но самое интересное, что этим по-домостроевски занимались и в царских хоромах.
Известный русский историк Иван Егорович Забелин (1820-1908) в книге “Домашний быт русских цариц в XVI и XVII ст.” в главе “Царицыны наряды, уборы и одежда” пишет: “….сохранность одежд и разных других предметов обнаруживала, с одной стороны, великую бережливость и, можно сказать, великое скопидомство, каким отличалось государево и особенно царицыно хозяйство до последних мелочей. Последний вершок ткани, остаток и обрезок сохранялся и шёл в дело или в домовом обиходе, или в дар. В расходных царицыных записках часто встречаются отметки, что тому или другому её родственнику или служащему лицу выдавались именно вершки тканей, золотники шелков и т.п.
Здесь старое хозяйство было верно своему старому исконивечному Домострою, который учил: “остатки и обрезки (от кройки тканей и др. предметов) ко всему пригождаются в домовитом деле: поплатить ветчаново товож портища или к новому прибавить, или какое-нибудь починить; а остаток и обрезок как выручит, а в торгу устанешь прибираючи в то лицо, втридорога купишь, а иногда и не приберешь”. Этот добрый совет не оставался пустою речью или одним только поучительным присловьем, а водворялся в действительности, даже и в таком богатом и широком обиходе, каков был обиход царицы”.
Всё это добро хранилось в Мастерской палате или царицыной кладовой в разных поставцах, коробьях, шкатулках, ларцах, ящиках и сундуках и выдавалось по назначению с записью в выходных книгах: “Камки двоеличной шелкъ рудожелтъ да празелень 9 вершковъ 1643 г. Мая 9 приняла въ хоромы девка Марфа Голохвастова, а сказала, что царевнамъ на потехи”. Потехами были те же лоскутные мячики, только украшенные “не по простонародному, а, как подобало в царских хоромах для государевых детей, более богато, красиво и великолепно”. Мячики появлялись в детских потехах очень рано, “как только ребенок начинал смыслить.
Для четырехмесячной царевны Ирины Мих. 1627 г. Августа 22 было изготовлено из сафьяновых лоскутьев семь мячиков с бубенчиками внутри. Но, конечно, с возрастом ребенка мячик становился особенно любимою игрушкою.
Царь Алексей Мих. четырех лет играл в мячики, а трехлетнему его сыну Симеону Алекс, в 1668 г Мая 16 сделано было двадцать мячиков в бархатах гладких, в алом, в червчатом в зеленом, в голубом; потом 19 Августа сделано еще 10 мячиков, бархат виницейский по серебряной земле морхъ рудожелт. Мячики сафьяновые, бархатные и золотные и др. набивались хлопчатою бумагою и украшались серебряным или золотным голуном; в средину их клали медные круглые колокольчики, т.е. бубенчики”.
Выше: Интерьер губернаторского дома. 80-е годы 19 в. И.Х. Петерсон, художник первой половины 19 в. Государственный музей А.С, Пушкина.
Выше: Портрет великих княжон Ольги Николаевны и Татьяны Николаевны. Царское Село. 1897 г. ГИМ. В состоятельных семьях дети играли в мяч не только летом на улице. Такими забавами часами развлекались в любое время года дома в просторных залах особняков. Об этом упоминает русский писатель И. Гончаров в романе “Обрыв” в 1869 году, о том же свидетельствуют произведения изобразительного искусства.
Среди игрушек царских детей были также мячи иностранного происхождения. Дочери Николая II играли японскими шариками темари (на фотографии они видны под столом) (Читайте наши статьи “Как изготовить темари. Способы вышивки“). Эти традиционные игрушки были привезены великим князем Николаем Александровичем из путешествия по Востоку в 1890-1891 годах, а через 30 лет поступили в музей игрушки из Александровского дворца – музея (Детское Село), став носителями русской истории.
В статье использованы материалы из книги : Галина Дайн. «Лоскутные мячики из Хотькова». Книга подготовлена в издательском доме «Весь Сергиев Посад» по инициативе Администрации и Совета депутатов городского поселения Хотьково. Для полного ознакомления с материалами книги советуем приобретать её у распространителей или издателя.
Всё, что вы хотели знать о рукоделии и поделках своими руками – Трозо.ру
09 Фев 2010 в 19:27
Занятно. Подпишусь-ка я на RSS пожалуй
09 Фев 2010 в 20:56
Занятно-занятно, нигде раньше на такое не натыкался.
10 Фев 2010 в 13:09
Приятно было прочесть.