Мяч – одна из древнейших игрушек человечества. Тряпичные мячи 2-го тысячелетия до н.э. найдены в раскопках Египта, а игры с мячом древних египтян, судя по изображениям на барельефах, отличались разнообразием и замысловатостью. Игровые мячи разных размеров и названий использовали в Древней Греции и Риме, где для этих популярных развлечений уже тогда были устроены особые дома. Игры с мячом проходили по правилам, сопровождаясь пением и танцами. Все статьи о лоскутных мячах.
Лоскутные мячики – работы учеников начальной школы №3. 2008 г. Педагоги Г. Дайн, Г. Зайцева, Е. Григорьева. Хотьково. В этой коллекции, наполненной красотой и смыслом национальных культур и народных традиций, русские мячики можно узнать сразу. У них весёлый нрав. В них – теплота лоскутного одеяльца, радостная пестрота тряпичных ковриков и половиков. Яркие мозаичные шарики – от влечения к красочному многоцветию в русской природе и творчестве.
Мяч, шарик совершенной формы, был символом солнца, луны и земли, ему приписывали божественное происхождение. Античная богиня красоты Афродита говорит богу любви Эросу: “Я дам тебе чудесную игрушку: это шар быстро летучий, иной лучшей забавы ты не добудешь…”. У древних мексиканцев Холотл был богом игры в мяч и лучшим игроком среди богов.
В разных традиционных культурах мяч был двуликим: служил игрушкой-забавой и считался магическим ритуальным предметом. Эскимосы игрой в мяч встречали чужестранцев и ежегодно праздновали победу над зловредным мифическим существом Зедна. У американских индейцев он был священным предметом, до которого нельзя было касаться руками. Мяч фигурирует и в древнерусской литературе. В “Сказании об Александре Македонском” 15 века воинственный персидский царь Дарий послал Александру игрушки, юлу и мяч: “Играй ею и верти шар, которым младенцы играют”, намекая тем самым на несостоятельность малолетнего Александра управлять государством после смерти отца. На что Александр мудро ответил: “Послал ти есмь мячь” и “самодержцу земли уподобил меня – шар ведь этот всю землю изображает”…
Каждый народ вложил в эту универсальную игрушку свои культурные традиции. В многонациональной России они на редкость разнообразны. В пёстрой россыпи игральных шариков образный характер русских лоскутных мячиков особенно ощутим.
Традиционный башкирский мяч. Диаметр 5 см. 1987 г. Коровья шерсть, валяние. 3. Мухаметкужина, д.Магадеево, Бурзянский р-н, Башкирия. Из экспедиции Г. Дайн.
Такие мячи делали повсеместно весной во время линьки скота. Шерсть собирали с коровы влажной рукой, смоченной слюной, скатывая её в маленький шарик. Затем его катали прямо по коровьим бокам, увеличивая до нужного объема. Получалась хорошая игрушка – прыгучий мячик, необходимый детям в летних подвижных играх.
Чукотский мяч. Диаметр 6 см. 1987 г. Кожа и шерсть оленя. Е. Рахтытагина, пос. Тавайваам, Анадырский р-н. Из экспедиции Г. Дайн на Чукотку.
Традиционный мяч сшит по принципу мешочка. После стягивания нижнего края по центру с изнанки вшит маленький круг (диаметр 2 см). После выворачивания оболочки и набивки мяча оленьей шерстью, в верхний стянутый край также вшит кружок кожи наружным швом.
Мордовский мяч – каток. Диаметр 10 см. 1993 г. А. Макарова, с. Кочелай, Кочкуровский р-н, Мордовия. Из экспедиции Г. Дайн.
Такой простой тряпичный мяч-каток, набитый тряпьём и обшитый красной тканью, делали обычно перед Пасхой – этим, вероятно, объясняется его символический цвет. Мяч-каток использовали для пасхальной игры “катание яиц”. Дети выбирали ровное место, проводили черту и ставили на неё по одной крашенке (печёному или вареному крашеному яйцу) на расстоянии до полуметра друг от друга. Отойдя от черты на 2-3 метра, игроки по очереди катали по земле мяч, стараясь попасть в чужую крашенку. Попавший в цель забирал себе выкатанное яйцо и продолжал игру до тех пор, пока не промахнётся. На один кон прокатывали мяч все игроки. Потом на пустые места снова ставили крашенки, и игра повторялась. После праздника тряпичный мяч служил детям в других играх.
Лоскутный мяч по-хакасски. Диаметр 7 см. 2008 г. Лоскут, ветошь, цветные нитки. Г. Дайн, Хотьково.
Традиционный хакасский мяч делали из кожи, сшивая по окружности два круга. Чтобы придать мячу круглую форму, вывернутую оболочку размачивали в воде и набивали овечьей шерстью. В середину мяча закладывали камешек – для дальности полета игрушки. При плотной набивке кожа растягивалась, и после высыхания получался тугой круглый мяч. В лоскутном варианте при сшивании кругов с изнанки их нужно простегать швом “вперед иголку” и стянуть после набивки за концы ниток – для придания сферическим половинкам круглой формы.
Нанайский мяч – пакан. Рисунок. 2007 г. Л. Ермилова, Хотьково.
Нанайский мяч – пакан искусно сшит из отлично обработанной – до белизны и мягкости -рыбьей кожи, украшен узорной аппликацией, расцвеченной натуральными красителями. Трудоёмкая, красивейшая работа! Однако нанайцы связывали такой мяч с миром духов, враждебных человеку, видя в его узорах следы “нечистой силы”. Пакан служил вместилищем для грехов и пороков, от которых хотели избавиться и тем защитить детей. “Черного” мячика боялись, он мог наказать злой судьбой. Поэтому для обычных игр, скручивали безобидные соломенные и травяные мячики.
Эскимосский мяч. Диаметр 13 см. 1987 г Кожа, шерсть, нитки из сухожилий оленя. Р. Выйе, пос. Сиреники, Провиденский р-н., Чукотка. Из экспедиции Г. Дайн.
Традиционный эскимосский мяч – анкак – подлинное произведение искусства, рождённое национальной мифологией. Он выкроен из нерпичьей или оленьей кожи и состоит из 12 частей. 4 квадрата с закругленными краями, 2 круга, 4 коротких и 2 длинных полоски – все детали сшивают вручную идеально ровным швом, а затем туго набивают вывернутую оболочку оленьей шерстью. Со всех сторон мяча на тёмной, как ночь, бархатистой коже сияют белые круги из камусовой щётки, блестя стрижеными оленьими волосками – лучиками. Есть в орнаментации мяча и светлое солнце, и бледная луна, и звёзды – эта традиция имеет древние корни. Прежде такой мяч служил для исполнения обряда встречи солнца, был игрушечной моделью вселенной. Об этом его значении говорится во многих эскимосских сказках, где мяч, сделанный женщиной из небесных светил, “огнём горит, лучи во все стороны разбрасывает, всё вокруг себя высвечивает…”
Эскимосский мяч по-русски. Диаметр 13 см. 2008 г. Лоскут, кружево, метанит, монеты. Г. Дайн, Хотьково.
Мяч сшит из 12 деталей, выкроенных из лоскутов ситца и сатина. Туго набит ветошью. Украшен полосками ручного мерного кружева и аппликацией из на-сборенных лоскутных кругов – розеток, отделан простёжкой и вышивкой швом “козлик”, исполненным блестящим меганитом. Серебряные монеты, копии старинных монет 15-19 вв., исполнены Б.Дайн. Трудоёмкий декор превращает изделие в произведение художественного лоскутного шитья.
Саамский мяч-паалл. Диаметр 6 см. 1994 г. Кожа, бисер, выжигание, г. Мурманск. Саамский мяч-паалл сшивают из 6 меховых деталей, напоминающих форму лепестков. Мех располагают по-разному, как снаружи, так и изнутри. При сшивании деталей в швы вставляют полоски цветного сукна, чередуя красную с синей или жёлтой. Это любимые цвета саамов, они символизируют время года, цвета тундры. Весной она зелёная, летом -красная, осенью – жёлтая, а зимой – синяя. В какое время года шили мяч, тот цвет сукна и использовали в сочетании с красным – цветом «Большого солнца».
Место стыковки кожаных или меховых лепестков закрывали кружком из красного сукна с вышивкой бисером из 3-4 кругов, а снизу украшали мяч традиционными треугольничками из сукна 4 цветов, подвешенными на бисерной нитке. Эти обереги “тепь-тяпа”, охраняющие детей и оленей, подвешивали также к колыбелям, оленьей упряжи, к обуви.
Иногда лепестки кожи украшали ещё узором, выжженным проволокой, нагретой на огне. Мягкого рисунка орнамент из набора ромбов, крестов, точек располагали строго симметрично. Когда смотришь на паалл сверху, кажется, что меховой шарик словно схвачен упругими цепкими обручами. Они делают его форму ребристой, скульптурной, энергичной. Такой мяч не должен прыгать над землей, ему – летать в небо, к солнцу, чьи горячие лучи будто отражаются в нём. Красивый мяч служил не просто игрушкой. С ним проводили игры- заклинания. Вставали лицом к солнцу, подбрасывали паалл высоко в небо и кричали свои пожелания. Поймаешь мяч – исполнятся заветные желания…
Саамский мяч по-русски. Диаметр 6 см. 2008 г. Г. Дайн, Хотьково. 6-тидольный мяч сшит из лоскута домотканой пестряди и льняного полотна. При соединении долек между ними вставляется объёмный кант (внутри полоски красной ткани пропущен шнурок) – все три детали прошиваются одновременно. Мяч украшен вышивкой, бусинами, кисточкой.
Ребристая форма мяча требует тугой плотной набивки.
Японские шарики – темари. Диаметр 7-10 см. 2007-2008 гг. А. Кальчева, О. Бордкина. Москва. Темари – традиционный японский мячик, игрушка и декоративный шарик, красивый национальный сувенир. В нач. 21 в. технологию изготовления темари освоили и российские мастера. Теперь узорные “японские” мячики экспонируются на московских выставках игрушек и текстильного дизайна, восхищая зрителей многоцветием и орнаментальным богатством вышитых узоров. все секреты изготовления темари вы можете найти в нашем разделе “шарики темари”.
Заготовкой для темари может послужить шарик из дерева, пенопласта, поролона или ватина, завёрнутый в тонкую ткань или полиэтилен. Заготовку равномерно обматывают хлопчатобумажными нитками, превращая её в идеально круглый “клубок”, на котором удобно вышивать. Обмотку шарика используют и как фон для узоров.
Затем с помощью полоски бумаги делают разметку шарика на секции (4, 8, 12…).
Линии маркировки перетягивают тонкой нитью, обозначая структуру орнамента и закрепляя места пересечения нитей цветными булавками.
Узор вышивки основан на заполнении разных геометрических фигур (квадратов, треугольников, ромбов…), на ритмичном чередовании и сочетании выбранных цветов и их оттенков. Стежки делают прямой длинной иглой.
Вышитый шарик перетягивают блестящим меганитом, лентами, шнуром, украшают шёлковыми кистями. Технология темари позволяет создавать множество узорных вариаций, проявить авторское мастерство и творчество.
Сокс. Диаметр 5 см. 2008 г. Цветные нитки, пластмасса, плёнка. Китай.
Сокс появился в Америке в 70-е годы 20 в. и быстро приобрёл международную популярность. SOCKS в переводе с английского – “носки”, что объясняет происхождение и назначение мячика. Считается, что первоначально предметом для игры служил обычный носок, набитый бобами, горохом или чем-либо сыпучим. Современные мячики – это вязаные из разноцветных ниток шарики, набитые мелкой “лапшой” из пластмассы, помещённой в пакет из пленки.
При подкидывании набивка неблагозвучно шуршит, зато издаваемый звук делает удар слышимым для игроков. Благодаря подвижности наполнителя, соке легко удержать на носке ноги. Игроки встают в круг и чеканят мячик ногами, подбрасывая его носком, пяткой, коленом. Отпасовывать соке друг другу можно даже плечом или грудью. Единственное условие – не трогать его руками. За нарушение полагается штраф в виде пинка от каждого игрока команды. Упавший мяч поднимают с земли тоже ногами.
В начале 90-х годов 20 в. соке начал распространяться в России среди подростков, молодёжи и студентов.
В статье использованы материалы из книги : Галина Дайн. «Лоскутные мячики из Хотькова». Книга подготовлена в издательском доме «Весь Сергиев Посад» по инициативе Администрации и Совета депутатов городского поселения Хотьково. Для полного ознакомления с материалами книги советуем приобретать её у распространителей или издателя.
Всё, что вы хотели знать о рукоделии и поделках своими руками – Трозо.ру
25 Фев 2010 в 09:31
Кажется, статья прежде была длиннее… Хотела найти в ней описание ВОСТОЧНОГО мяча – и не нашла. А где можно посмотреть?
25 Фев 2010 в 15:52
Ольга, Вы перепутали статью. Вам нужна эта – http://www.trozo.ru/archives/13295
26 Фев 2010 в 02:02
Спасибо, теперь нашла. ))