У славян был чудесный обычай. На Масленицу, выбирая себе пару, юноши дарили девушкам подарки: платки, сладости, украшения. В складчину нанимали музыкантов и кружили подруг своих в танце. О подарках к Пасхе читайте в этих статьях. Даму сердца полагалось также угостить хмельным напитком. Принимая ухаживания кавалера, девушка привязывала к его руке колодку — украшенную цветами и лентами маленькую веточку или прутик. Околдованный таким образом парень не смел отвязать колодку до тех пор, пока не получит из рук возлюбленной заветное расписное яйцо — писанку. Инструкции и узоры для изготовления писанок смотрите в этой статье.
Для приготовления писанок выбирались яйца от молоденьких курочек, непременно оплодотворенные, и лишь те, что были снесены во время растущей первой весенней луны. Считалось, что от фазы луны зависит и форма яйца, и способность скорлупы принимать краску. С ростом луны росла якобы и магическая сила яйца.
Начиная с середины поста или с понедельника Страстной недели поздними вечерами, а то и ночью втайне от чужих глаз хранительница домашнего очага с помощью разломанной надвое косточки-вилки, взятой из петушиной грудки, горячим воском наносила на куриное яйцо таинственные знаки.
Косточку-вилку со временем заменил специальный инструмент, который получил название «кистка» (или «кестка») от слова «кость». Кистка представляет собой металлическую воронку, закрепленную на деревянном держачке.
Верхняя зауженная часть яйца называлась «хвостом», а нижняя, широкая — «головой», или соответственно «солнцем» и «месяцем». Первую линию полагалось вести от «головы» до «хвоста». Яйцо опоясывалось кругами и овалами, которые, пересекаясь, делили его поверхность на поля. В эти поля вписывались знаки огня, воды, прорастающего зернышка, вспаханного, засеянного, умытого дождиком и согретого солнцем поля, первых всходов, ветви, цветка, неба…
Орнаменты писанок не просто украшение яйца, а изображение его обрядовой значимости, как микромодели Вселенной, источника жизни, символа перворожденного божества — создателя и хранителя всего сущего.
Узоры мастерица не придумывала. Исследователь народных писанок действительный член императорского географического общества С. К. Кулжинский писал: «У многих мастериц есть известный репертуар писаночных узоров; велик он или мал, но она его знает твердо, он ей передан от предков и вне его она не напишет ни одной писанки».
Основные цвета орнамента писанок — белый, желтый, красный и черный. Все прочие считались не символами, а обычным украшением яйца. Линии развода обычно белые, а в тех случаях, когда фон писанки белый, — развод желтый. Фон писанки может быть также красный или черный. Яйцо, расписанное с нарушением законов письма, называлось уже не писанкой, а малеванкои. Черную и красную краску добывать было трудно, и потому мастерицы порой попросту позволяли себе заменить черную зеленой, синей или коричневой, а красную — «рудой», полученной из крепкого отвара луковичной шелухи, и не видели в том большого греха.
Крашение писанок происходило строго в громовой день — в Чистый Четверг. Применение искусственных красителей осуждалось. Краски надлежало брать у Радуги, а она прятала их в цветах, травах, кореньях, коре и листьях деревьев. У каждой хорошей хозяйки в доме всегда было припасено много всякого зелья, которое служило и лекарством, и оберегом от напасти, и будущей краской для великоденских яиц. Из коры, снятой с побегов молодой яблони, да не садовой, а дикой, той, что выросла из зернышка, посеянного самим Творцом, получалась чудесная желтая краска, которая так и называлась в народе «яблонькой». Всевозможные оттенки желтого цвета добывали также из молочая, горицвета, зверобоя, луковичной шелухи, цветков бузины, купавок, шафрана и крокуса, лепестков цветка луковичного растения сон, молодых побегов тополя.
Зеленая краска получалась из зелени ржи, коры крушины, шелухи черных семечек подсолнуха, листьев березы, а также из сочетания красок желтого и синего цвета. Синюю, лиловую, голубую, фиолетовую можно было приготовить из сушеных ягод бузины или черники, из всего первого весеннего голубоцветья. Густые отвары коры дуба или яблони, листьев грецкого ореха или конского каштана, луковичной шелухи были превосходной коричневой краской. Для получения красной краски использовали щепки красного дерева, засушенную польскую кошениль (насекомое из семейства червецов), олений рог. Черную готовили из молодых листьев черноклена, корня крапивы, коры ольхи.
Для приготовления красок требовались также квасцы и непочатая вода. Большой удачей было получить непочатую воду из мартовского снега. Но уж если он успел растаять к Чистому Четвергу, то приходилось в полночь, при полной луне, брать воду из семи криниц или там, где три ручья, три потока, сливаются воедино. Совершалось все это молча, втайне.
Разложив зелье по горшочкам, а они должны быть новыми, хозяйка заливала его непочатой водой и ставила на несколько часов в теплую печь. Настои и отвары затем процеживала, добавляла щепотку квасцов — и краска для писанок была готова. Крашение писанок начиналось с первым ударом весеннего грома. Первоначально яйцо погружалось в «яблоньку», а уже затем в красную и следующую за ней финальную темную, обычно черную краску. Каждый цвет орнамента покрывался воском. Расписанные и окрашенные яйца подносили к огню, или ставили в теплую печь, или по одному опускали в горячую воду. Воск таял… и рождалась писанка, как рождается утренняя заря.
Согласно обряду готовые писанки мастерица смазывала жиром.
Все предметы, причастные к приготовлению писанок, обладали магической силой. Никто, кроме самой мастерицы, не смел к ним прикасаться, а к яйцам и кистке — особенно. Полотняную салфетку, которой снимали воск с готовых писанок, святили в церкви наравне с куличом и яйцами.
Мастерица знала порядок, с какого узора начинать писать писанки и каким узором завершать эту святую работу. Первые писанки — «Бесконечная» и «Сорококлин» — предназначались Пчеле, и писать их следовало 9 марта. Этот день был признан астрономическим началом весны.
В Чистый Четверг приготовление писанок начиналось с узора «Пасечин крест». Крест был всегда вписан в круг: крест был «целый» и «ломаный» (свастика). Завершалось святое письмо узором «Полная роза». Линии развода на такой писанке не обозначались.
Писанка всегда была сырой. Разбивать ее нельзя было, а если случалось разбить, то скорлупку тщательно мельчили и предавали земле или воде, чтобы ведьма не замкнула росу. А еще закапывали скорлупку в цветнике, полагая, что на том месте вырастет приворот-зелье «маруна». Предназначение писанки — соединить любящие сердца для продолжения рода. И потому люди связывали с ней надежды на счастливый брак, долгие годы жизни, богатый урожай, достаток и согласие в семье. Писанкой никогда не поминали мертвых. Для поминовения, разговенья, ритуальных игр «в битка» и «котка», прочих магических действий, связанных с очищением души, охраной и исцелением от недугов, была крашанка.
Приготовление вареных крашанок — галунок — происходило в Страстную Субботу. Крашение яиц, как писанок, так и крашанок, всегда начиналось с «яблоньки». Независимо от того, есть желтый цвет в узоре или нет, яйцо первоначально должно было в непочатой воде обрести золотой цвет. Галунки были трех видов: окрашенные только в красный цвет (поверх желтого), с желтыми колечками и крестиками. Еще с вечера девушки клали в чашу с водой три крашанки и серебряную монету, а на рассвете умывались с Красного Яйца для получения красоты и здоровья. Воду потом выливали на огонь и с писанкой в руке отправлялись в сад, к яблоне, встречать Утреннюю Зарю.
На праздничных гуляньях, при народе, отнимал парень у девушки платочек, что был ею специально к этому случаю вышит. В обмен на платок он требовал писанку. И она отдавала ему ту самую, что зорила у яблони, то было райское яблочко «от змия», то был откуп масленичной колодки. Такая писанка носила порою название: «Яблочко», «Яблонька», «Сердцевая», «Пол-яблочка», «Рушнички». На разделительном пояске можно было встретить надпись: «любимому», «дарю тому, кто дорог сердцу моему», «кого люблю, того дарю».
Дарение писанки означало желание родства, признание в любви и согласие на брак. Дарила писанки и та, что была обделена вниманием на Масле-ницу. Понравившемуся парню в надежде на взаимность девушка подносила «волочино»: несколько писанок, завязанных в платке. Возвращая платок, парень заворачивал в него деньги или подарок. То был знак, что его сердце растаяло. Пустой платок означал, что любовь безответна.
Помолвленная девушка тоже приносила жениху «волочино», куда входило не менее тридцати яиц.
На свадьбе невеста подносила писанку посаженой матери, светилкам и всем гостям со стороны жениха, а также повитухе, которая помогла ей явиться на свет. Принимая от кумы окрещенного младенца, мать взамен давала ей писанку. А те женщины, у которых детей не было, в надежде родить дитя, щедро одаривали писанками чужих ребятишек.
В Светлый Богородицын Понедельник дети дарили писанки крестным, а молодые парни обливали девчат водой. За обливание также полагалась писанка. На двадцать пятый день от Светлого Воскресения обряд обливания женщин повторялся, после чего люди шли к реке и пускали писанки на воду. Волны уносили тысячи дивных «корабликов», а на берегу пели: «Плывите, плывите сквозь туманы туда, где живут наши братья рахманы». По народным поверьям, рахманы — это праведные души, обитающие на «островах макарий-ских», на том свете. Они не знают счету времени, так как не имеют календаря, одни только писанки могут сообщить им, когда на земле наступит весна, От этой весточки зависело, будет ли свадьба земли и неба, взойдет или нет посеянное зернышко — или же для всего сущего остановится время. Писанки доплывали до рахманов на Десятую Пятницу, и тогда они праздновали свой Великдень. А на земле наступала зима: замыкались все подземные родники и колодцы, вода из живой превращалась в целющую — замерзала.
Млечный Путь считался в народе ведущей в рай тропой усопших и назывался Птичьей дорогой. Эта дорога вела к созвездию Тельца, к семи его ярчайшим звездам Плеядам, которые были известны в народе, как «Птичье гнездо», «Волосыни» (отсюда — «волочино», «волочебники»), «Наседка с цыплятами», «Громницы», «Петровы ключи», «Бабы», «Бабье созвездие».
Славянские женщины пекли к празднику Светлого Воскресения семь куличей — семь «бабок». Украшая праздничный стол, выкладывали писанки венчиком вокруг «бабки». Писанка была «бабской». Пекли хлебные паски и запекали в них зерна пшеницы и красное яйцо. В зерна, предназначенные для посевов, зарывали белые куриные яйца, а на проросшее зерно выкладывали крашанки. Лентами и писанками украшали дерево жизни — свадебное вильце. С восхождением Плеяд начинались весенние грозы. А гроза в славянской традиции — это свадьба Огня и Воды, от священного брака которых и родилась Вселенная. Светлая неделя считалась гремяцкой, свадебной. Отсюда поклонение творцу молний Ладе — богине любви, красоты и свадебного венца.
Богине Ладе посвящалась кукушка, рябенькая курочка или фантастический петух — «березняк», который может снести яйцо. Если такое яйцо греть под мышкой, сидя на теплой печи девять дней и ночей, то, согласно поверью, из него может появиться огненный дух — крылатый Змей Pax, который приносил в дом богатство, оберегал, даровал своему хозяину красоту, здоровье, любовь, многие лета, а за это требовал, чтобы его кормили сладкими пирогами из самой лучшей муки, медом, куриными яйцами и молоком. Но если хоть однажды не подать змию любимую трапезу, то все дары его превратятся в прах. Чтобы змия кормить, нужно было не покладая рук трудиться: выращивать хлеб, держать в хозяйстве кур, коров, пасеку.
Растительным символом Лады была береза. Ладу-Березу особенно чествовали на Зеленые святки: в Семик да на Троицу. То был величайший праздник в жизни крестьянина цвели хлеба, завязывалось новое зернышко. Люди верили, что русалочки, качаясь на березовых ветвях и расчесывая косы, роняли росу, чтобы зернышко набирало силу. Кто возделывал землю, тот знал: где русалочки пляшут, там гуще рожь и тяжелее колос.
Девушки «крестили кукушку»: завивали березку, сплетая венки из ее ветвей, и кумились, передавая друг другу через венок писанку.
После Троицы писанки принято было выдувать. Расписное яйцо превращали в «птичку», приделав к скорлупке крылья. Подвешенная на кисточке писанка висела в красном углу под иконой Пресвятой Богородицы.
Писанка была символом веры, Лады, эталоном красоты, оберегом, магическим календарем, эмблемой сватовства. Брак — закон омоложения природы. С писанкой народ связывал начало и конец Бытия. Каждой весной простая земная женщина брала в руки куриное яйцо и на его скорлупе выводила молитву, силой которой мир возрождался заново. Мастерица приступала к приготовлению писанок, отговев. Душа ее была полна светлых и добрых чувств.
Языческая великоденская писанка была освящена христианской церковью, обросла поэтическими христианскими легендами, стала символом Христова Воскресения. Она и украшение праздничного стола, и великолепное пасхальное подношение.
В статье использованы материалы из книги «Энциклопедия. Подарки. Техники-приемы-изделия. 250 подарков на любой вкус». Аст –пресс. Для полного ознакомления с материалами книги советуем приобретать её у распространителей или издателя.
Источник – сайт о рукоделии и различных видах хобби – Трозо.Ру