Мы уже рассказывали о прекрасном обычае древних славян изготавливать к Пасхе расписные писанки, являющиеся замечательными символами любви, радости и счастья. Написать писанку чрезвычайно легко. Горячей водой (0,5 л) разведите в стеклянной посуде анилиновые красители для шерсти, добавьте в раствор 2-3 столовые ложки девятипроцентного уксуса и процедите. Краска готова. Из тонкой жести или фольги сверните конусообразную трубочку — «воронку» и закрепите ее на деревянной палочке. Это будет ваша кистка — инструмент для росписи воском. Впрочем, писанки писать можно не только кисткой, но и соломинкой, булавкой, гвоздиком, заточенной спичкой, тонкими восковыми палочками. Узор тогда получается как бы из «запятых». Обмакнув шляпку гвоздика или булавки в расплавленный воск, напишите «запятую»: одну, другую, третью. Сперва на бумаге, потом на яйце; доведите ее до совершенства.
Представленные образцы орнаментов писанок взяты из собранных в конце XIX—начале XX века коллекций дворянки Ек. Скаржинской, ученых М. Ванкель, М. Корду бы, П. Литвиновой, В. Щербаковского.
Кликните, чтобы увеличить рисунки и орнаменты на писанках.
Кроме кисток и красок вам понадобятся также салфетки, пчелиный воск, свеча, спички, мягкий простой карандаш и свежие чистые куриные яйца. Смотрите также нашу статью про роспись яиц кисткой “Как делать декорирование яиц кисткой и тьянтингом“.
Тщательно вымойте руки, возьмите небольшого размера яйцо и карандашом разделите его поверхность на поля. В полях разместите узор писанки. Чтобы линии были ровными, вращайте яйцо, а положение пишущей руки старайтесь не менять. Пишущую руку фиксируйте, опираясь на скорлупу мизинцем или большим пальцем. Кистку нагрейте, заполните воском и покройте им те части узора, что должны быть белыми. Положите яйцо в ложку и опустите на 1 -2 минуты в желтую краску. Вынув из краски, бережно промокните его мягкой салфеткой, покройте воском те части узора, которые должны быть желтыми, и окуните в красную краску.
Покройте воском те линии и поля, что должны быть красными, а затем покрасьте яйцо в черный цвет и поднесите к огню. Когда воск на скорлупе растает, сотрите его салфеткой, и в ваших ладонях, ярче огня, вспыхнет писанка. Мастерство придет с опытом. Кистка станет послушной.
Есть писанки «заплаканные» («колонки»), усеянные разноцветными крапинками. Зажгите тонкую восковую свечу и покапайте воском сначала по белой скорлупе, затем по желтой и т. д. В зависимости от диаметра свечи крапинки будут разной величины. Писанку на белом фоне начинают писать по желтой скорлупе, а в конце работы вместо финальной темной краски яйцо опускают в отбеливатель «Белизна» и ополаскивают затем в холодной воде. Белый фон достигается также путем разрушения верхнего слоя кальция кислотой. Яйцо погружают на 10-15 минут в капустный рассол, водный раствор уксусной или лимонной кислоты, затем ополаскивают холодной водой и моют с мылом.
А еще можно писать писанки разноцветным воском, не применяя красителей. Писанки-скробанки делаются так: яйцо красят в один цвет, а затем острым предметом процарапывают на скорлупе узор. Следует знать, что восковую кляксу нельзя исправить.
Прежде чем писать на яйце, попробуйте, как пишет ваш инструмент на бумаге. Не отдавайте свою кистку в другие руки: чужой почерк ее испортит. Кист-ка также не будет писать, если она засорена, остыл или закончился воск. Прочищать инструмент нужно в горячем виде. На холодное или несвежее яйцо плохо ложится воск. Жирные пятна и царапины на скорлупе не прокрашиваются. Анилиновые красители ярки, нарядны, но выгорают, вытираются и к тому же токсичны. Хранить их нужно в стеклянных банках, плотно закрытых капроновыми крышками. Перед применением краску нужно подогреть на водяной бане. Она должна быть теплой, но не горячей, иначе воск на скорлупе растает, испортит и краску, и писанку, и настроение.
Чтобы яйцо, окрашенное в зеленый цвет, перекрасить в красный, надо сначала отбелить его в отечественном отбеливателе «Лилия», ополоснуть в холодной воде, покрасить снова в желтый цвет и лишь затем — в красный. Готовую писанку смазывают жиром или покрывают тонким слоем лака и сушат на гвоздях, набитых в деревянную дощечку. Лакированное яйцо обязательно нужно выдуть.
Совет! Прежде чем выдуть нелакированную писанку, смажьте ее жиром или окуните в расплавленный парафин.
Проколите шилом или иглой дырочку в скорлупе яйца и аккуратно высверлите ее круглым надфилем, а затем с помощью медицинского шприца медленно введите в яйцо воздух, содержимое яйца тотчас начнет вытекать. Удалив таким образом желток и белок, наберите в шприц холодной воды и промойте скорлупку изнутри. Воду тоже вводите медленно. Удалите остатки влаги из яйца и просушите писанку в теплой духовке. Выдуть яйцо можно и с помощью обычной соломинки через два отверстия, высверленных на противоположных концах яйца. Сырую или вареную нелакированную писанку можно не выдувать. Она высохнет, если хранить ее в хорошо проветриваемом помещении, на сухой траве, в корзине из лозы или на блюдечке с зерном.
Вареную (или печеную) писанку можно приготовить следующим образом:
1) яйца бережно вымыть, сложить в кастрюлю, вровень залить холодной водой и сварить вкрутую на тихом огне, охладить, а затем расписать и покрасить;
2) сырые куриные яйца расписать, сложить в эмалированную посуду, вровень залить холодной финальной краской, без уксуса, и на тихом огне довести до кипения; вынимайте писанки из горячей краски по одной, очень бережно, и тут же вытирайте мягкой салфеткой;
3) покрасив сырые писанки в финальный цвет, поместите их в теплую печь или духовку и пропекайте до готовности при температуре не более 100 °С.
При приготовлении писанок, предназначенных для еды, используйте только специальные пищевые или природные красители.
Вареная писанка значительно крепче, нежели сырая или выдутая. Но можно укрепить скорлупку. Выдутую писанку на треть заполняют растопленным воском или парафином, а потом вращают ее в руках до тех пор, пока она не остынет. Воск в это время равномерно обволакивает скорлупку изнутри яйца. Можно также распилить писанку надвое, удалить внутреннюю пленку, смазать скорлупку клеем ПВА, посыпать просеянными древесными опилками, просушить, наклеить еще 1 -2 слоя опилок и соединить половинки писанок. При этом нужно следить, чтобы совпадал рисунок и чтобы края скорлупок были тщательно зачищены. Тогда склеенный шов будет еле заметен. Чтобы укрепить писанку, ее обклеивают изнутри не только опилками, но и бумагой, в несколько слоев.
Сетка, образованная пересечением кругов и овалов рисунка писанки, называется разводом. Развод позволяет легко и просто нанести на сферическую поверхность яйца самый сложный рисунок. Развод — основа орнамента писанки, его конструкция, а она имеет свою строгую логику, свои законы.
Различаются поля развода основные и дополнительные. На писанке может быть от двух до девяноста шести основных полей. Разделительные пояски, образующие основные поля, могут быть прямыми, косыми, поперечными, кривыми. Если писанка разделена прямым пояском надвое, а бока ее одинаково украшены, то она по виду конструкции называется «боковой». Когда же основные поля дополнительно делятся на два и более полей и узор повторяется в каждом из них либо в шахматном порядке чередуется, то это уже писанка-«перерва».
Например, «боковая Перерва». Этот вид конструкции является переходным от одного основного развода к другому. «Боковая перерва» превращается в «решето». За «решетом» следует «бочонок» (или «барылочко»), когда яйцо опоясано широким орнаментированным поперечным поясом, а его макушки украшены одинаковым узором.
Если яйцо разделено надвое линией экватора, а основной узор размещен на макушках, то это писанка «сторчовая». «Сторчовая-перерва» — мостик, ведущий к разводу «кривой поясок» (иначе: «саквы», «бесаги», «калыточки» — т. е. переметная сума). Основной узор размещен в сумочках. «Саквы-перерва» предшествует так называемым земляным писанкам — ромбовым и клинчатым. В основе орнамента писанок лежат три главных символа, отражающих строение вселенной по вертикали. Это — круг (небо), квадрат или ромб (земля) и соединяющая их мировая ось (крест, дерево, гора, яйцо, зернышко).
Все писаночные орнаменты сводятся к трем следующим типам.
Круговой. Народное название — «ужовый». Вид конструкции: «боковая», «сторчовая», «барылочко», «косой поясок». В основе орнаментальных форм — спираль (трикветр, свастика и т. п.).
Плетеница. Народное название — «пчелиный узор». Вид конструкции: «кривой поясок». Орнаментальные формы: крест, дерево, листья, цветок, ветвь, крин (знак первых всходов). К этому типу следует отнести и смешанные орнаментальные формы, такие, как свастика, переходящая в меандр, ружа (роза) — восьмиконечная звезда, в сочетании со спиралью, петлей, гребешком, «маком» (точками), а также изображение всепорождающего божества Берегини в образе змеи, черепахи, лягушки, рыбы, насекомого (самки червеца), птицы, птичьего крыла, птичьей лапки, трехпалой божьей руки и атрибуты богини: гребешки, стрелы, лесенка, плетенка, сеть, свадебные рушники.
Ключевой. Народное название — «кукушкин». Вид конструкции: ромбовидные и клинчатые. Все орнаментальные формы образованы из ромбов и треугольников.
Из названий развода и орнаментальных форм складывалось название писанки: «Боковая ружа», «Сторчовая ружа», «Ружа в калыточках», «Ружа с калыточками», «Христовая ружа», «Сторожевая ружа», «Ружа с гребешками», «Полная боковая ружа», «Саквы с крестами», «Барылочко с крестами и листьями», «Крест целый», «Крест ломаный», «Расцветающий крест», «Берегиня», «Божья рука», «Княгиня», «Молодка», «Рушники», «Бесконечная», «Сорок восемь веточек», «Полные клинцы», «Колчан и стрелы», «Бабины гребешки», «Сосна», «Цветущая сосна», «Сосенка».
В древнеславянском, языческом календаре были три великих праздника, обозначенные на писанках: Великдень Рахманский, Великдень Навский, Великдень Русалчин. Рах — движение (круг). Навь — неподвижность (ромб). Русалка — центр, середина (яйцо). Соответственно в одних орнаментах писанок присутствует иллюзия движения, в других — узор статичен, в третьих элементы вращения сочетаются со статичными орнаментными формами.
Главный мотив орнамента писанок — ветвь как символ продолжения рода, как символ продолжения и торжества жизни.
В статье использованы материалы из книги «Энциклопедия. Подарки. Техники-приемы-изделия. 250 подарков на любой вкус». Аст –пресс. Для полного ознакомления с материалами книги советуем приобретать её у распространителей или издателя.
Источник – сайт о рукоделии и различных видах хобби – Трозо.Ру