Ширмы и гобелены с глубокой древности украшают человеческое жилише. Открытые пространства современных домов и квартир, планировка которых основана на принципах зонирования, вновь заставляют нас обратиться к этим старинным аксессуарам. В этой статье речь пойдет о создании особых элементов оформления интерьера — гобеленов. Появившиеся в глубокой древности, с течением времени эти изысканные аксессуары приобрели новые черты и даже переосмыслены с точки зрения флористики.
Гобелен — это вытканный вручную ковер – картина (шпалера). Гобелены и в наши лни — эффектное и популярное украшение интерьера. Слово «гобелен» — французское происхождение фамилии семейства Гобеленов, XVII век. Так назывались фабрика и местность, где фабрика была устроена, а потом и ее изделия. В классическом представлении гобелены — это декоративные ткани, вырабатываемые ручным способом, с сюжетными и орнаментальными композициями.
Выше: Цветочный рисунок гобелена может быть вполне реалистичным.
Интересный видео – репортаж: “Возникновение искусства ткачества гобелена”.
История литовского гобелена.
Искусство ковроделия было развито еше у древних египтян, греков, персов, скифов. Когда-то гобелен был преимущественно функциональной частью интерьера, например служил навесом и утеплителем помещений, а заодно и декоративным украшением – настенным ковром, панно. В отдельных случаях гобелен заменял стены. Шатры кочевников — хороший тому пример.
Ниже: Повторяющийся цветочный орнамент на современном гобелене.
В Средние века широкое распространение получило искусство тканых шпалер, неотъемлемого элемента рыцарских замков. Самые ранние шпалеры — немецкие. Ткали их в монастырях или небольших мастерских. В холодных каменных постройках шпалеры не только украшали помещения, но и помогали сохранять в них тепло.
Ниже: Цветы прекрасно сочетаются с другими элементами рисунка.
Средние века в Западной Европе — время расцвета шпалерного ткачества. Центрами производства шпалер становятся Париж, Аррас, несколько позднее — Брюссель. Изготовление шпалер было делом очень дорогим и кропотливым, поэтому позволить себе приобрести ковры-картины могли только члены королевских семей и самые знатные состоятельные феодалы, которые нередко при своих замках организовывали специальные мастерские. Шпалеры вошли в моду, ими декорировали интерьеры замков, они развешивались в соборах, ратушах и даже на трибунах для зрителей во время рыцарских турниров. Интереск шпалерному ткачеству проявляли многие великие художники. Эскизы шпалер писали Рафаэль, Рубенс, Ван Дейк.
Ниже: На этом английском гобелене представлена иллюстрация к «Метаморфозам» Овидия. Ок. 1700 г.
В XVII веке Людовик XIV купил ткацкую и красильную мастерские и создал на их основе «Королевскую гобеленовую мануфактуру». Ее главным зданием стала бывшая мастерская известных с XV века красильшиков Гобеленов (Gobelins). Гобелены выполнялись цветными шерстяными и шелковыми (иногда также серебряными и золотыми) нитями по рисункам (картонам) управлявшего мануфактурой художника на специальных ручных станках. Высокие художественные достоинства гобеленов с историческими, мифологическими, религиозными и литературными сюжетами сделали их настолько популярными, что так стали называть вначале подражавшие им шпалеры других мануфактур Франции и европейских стран, а в XIX веке — вообше шпалеры и даже машинное обивочное полотно плотного плетения (гобеленовые ткани).
Ниже: Техника создания гобеленов оставалась неизменной на протяжении столетий, а рисунки с течением времени менялись, отражая общие художественные тенденции каждой эпохи.
В статье использованы материалы издания:Мамонтова Ю. «Гобелены и ширмы». Издательский дом «Ниола 21-й век», 2004. Для полного ознакомления с материалами книги советуем приобретать её у распространителей или издателя.
Всё, что вы хотели знать о рукоделии и поделках своими руками – Трозо.ру
03 Апр 2010 в 08:43
Здорово! Познавательно. А самим сплести маленький гобелен – реально?
03 Апр 2010 в 16:05
Ольга, техника создания гобеленов рассказывается в этой статье