В русский язык слово «ширма» пришло из немецкого («шит», «заставка», «заслон»). На родине ширм, в Китае, их называют «фуи» или «пэнфен» – «подвижная стена». Первые ширмы появились в Китае в VII веке. Там использовались ширмы самых разных размеров: от больших, размещаемых в залах, до миниатюрных настольных. Они могли состоять из бесчисленного количества створок, но наибольшее распространение получили шестии восьмистворчатые. Каждая створка китайской ширмы представляла собой деревянную или бамбуковую раму, затянутую с обеих сторон расписным или вышитым шелком, а позднее — бумагой или парчой.
Ниже: Ширма с изображением гулянья японских аристократов и самураев принадлежит перу художника Иваса. XVII в.
Расписывали их тушью, украшая пейзажными мотивами, каллиграфией, стихотворными надписями. При создании ширм использовали и наиболее изысканную лаковую технику. В этом случае каждая створка представляла собой лаковое панно, инкрустированное перламутром, цветными камнями или ракушками. Лаковая техника — «насилжи» («кожа груши») — крайне трудоемкий процесс. Заключается он в помещении кусочков золотой фольги в массив лака, при этом может потребоваться до 30 лаковых слоев.
Выше: Изысканный дизайн и рисунок этой трехстворчатой ширмы воплотили лучшие черты стиля модерн.
В Японию ширмы попадают уже в VIII веке и в силу особенностей японской культуры надолго остаются там одним из главных украшений дома и основным предметом живописи.
В Японии мир вещей, окружавших повседневную жизнь людей даже высокого социального ранга, во все времена был сравнительно невелик. Появление и исчезновение предметов обстановки в японском доме (всегда по мере надобности убираемых в специальные шкафы) было своеобразным овеществлением идеи временности, бренности бытия, связанной с буддизмом и стойко сохранявшейся в сознании народа. И ширма органично вписалась в этот уклад, став для японцев даже в какой-то мере образом мироустройства, его постоянства и движения.
Выше: Ширма. Артур Макмардо. 1884 г.
Вместе с модой на все китайское в XVII веке ширмы попадают в Европу — черные, лаковые, очень дорогие. В то время европейские дворы в основном украшали роскошные гобелены и каминные экраны, сыгравшие большую роль в формировании традииионного европейского интерьера. Но ширмы сумели «прижиться» в чужой для себя обстановке.
Китайские ширмы в то время делались из так называемой стеновой бумаги, которая была диковинкой в Европе XVIII века. Именно тогда возникли и всевозможные стилизации китайских ширм, пользующиеся популярностью по сей день.
А в XIX веке им на смену в интерьеры стиля арт нуво пришли японские ширмы, выполненные в той же лаковой или живописной технике, хотя и с другим, более напряженным, рисунком. Россия, лишь незначительно отстававшая в ту пору от Европы, быстро освоила этот новый интересный предмет мебели.
Почти в каждом доме Петербурга середины XIX века обязательно были ширмы, которые изготовлялись из дерева и украшались искусной резьбой. Этот предмет настолько гармонично вписывался в общую обстановку, что странствующий французский писатель и критик Теофиль Готье назвал ширму типично русской мебелью. Известно, что этот изысканный аксессуар пришелся по нраву и Екатерине II.
У любившей роскошь императрицы ширмы отличались особым шиком — изящные деревянные рамы обтягивались китайским шелком с замысловатым рисунком.
Ниже: Купальщицы на природе. Ванесса Белл. 1913 г. Сюжет этого произведения пронизан духом французской авангардной живописи.
Рисунки старинных ширм имеют глубокое символическое значение. Человек мог выбрать ширму с тем или иным мотивом, сделав ее частью бытовой среды, которая выражала как его индивидуальность, так и социальное положение. Изображение на китайской или японской ширме не указывает на пространство, а действительно им является. Именно поэтому такая ширма легко изменяет визуальное восприятие комнаты, расширяя ее практически до бесконечности. Росписи восточных ширм всегда размешались с учетом уровня глаз сидящих на полу людей — так ширма лучше всего воспринимается. В отличие от изображений на свитках, гобеленах, пологах и шторах, рисунки на ширмах имеют горизонтальную направленность и переходят со створки на створку. Сюжет росписи следует считывать справа налево.
В статье использованы материалы издания:Мамонтова Ю. «Гобелены и ширмы». Издательский дом «Ниола 21-й век», 2004. Для полного ознакомления с материалами книги советуем приобретать её у распространителей или издателя.
Всё, что вы хотели знать о рукоделии и поделках своими руками – Трозо.ру
02 Апр 2010 в 21:18
Интересная статья
12 Апр 2010 в 22:34
Может для новичка и познавательно, а так ни слова конкретики как именно все что тут написано в том виде не поможет новичку нет алгоритма и примеров
12 Апр 2010 в 22:50
cheesotochka, посмотрите статьи по этой ссылке.
Раздел, посвящённый ширмам и гобеленам постоянно дополняется и обновляется. Чтобы не пропустить новые статьи по интересующе Вас теме, рекомендуем подписаться на РСС рубрики “флористика”.