Чтобы повысить декоративные качества изделий, сделать более прочными и устойчивыми к неблагоприятным условиям, их покрывают жидкими отделочными материалами, облицовывают пленками и пластиками, украшают резьбой, выжиганием, накладным декором. Перед нанесением отделочных материалов изделия обрабатывают раствором карболинеума.
В зависимости от применяемых отделочных материалов, техники их нанесения и обработки различают: прозрачную отделку, сохраняющую текстуру древесины; непрозрачную, закрывающую текстуру и цвет древесины; имитационную, воспроизводящую на отделываемой поверхности текстуру и цвет древесины; специальную художественную.
Прозрачная отделка. Перед прозрачной отделкой изделие необходимо соответствующим образом подготовить. Такая подготовка включает следующие операции: отбеливание, окрашивание, выжигание.
Отбеливают готовые изделия с помощью щетки или тампона, которым наносят слой раствора на поверхность и смывают его теплой водой после нескольких минут выдержки.
При отбеливании обязательно пользуются резиновыми перчатками.
Окрашивают изделия специальными красителями, пигментами или с помощью протрав.
Для прочности окраски изделия и материалы перед окрашиванием способом травления или растительными красителями на короткое время погружают в раствор квасцов или поташа или вымачивают в горячем мыльном растворе (100 г мыла на 4 л воды). После этого изделия высушивают и лишь после этого окрашивают. Чтобы исключить окисление, крашение производят в оцинкованной или эмалированной посуде. Существуют различные способы крашения – вручную (тампоном или кистью), пневматическое распыление, окунание, крашение в горяче-холодных ваннах и др.
При крашении вручную поверхность обильно смачивают тампоном или поролоновой губкой, затем насухо протирают сухим тампоном вдоль волокон древесины. При крашении методом окунания детали или изделия навешивают на подвески и погружают в ванну с раствором. После извлечения из ванны изделие располагают так, чтобы краситель свободно стекал с него. Детали или изделия не протирают.
После окрашивания растворами красителей заготовки, детали или изделия сушат.
После этого можно приступать к отделке изделия лаком.
Древесина впитывает лак равномерно, поэтому для получения качественного покрытия необходимо нанести не менее двух-трех слоев лака. При этом получают лаковые поверхности с открытыми порами. Если нанести большее количество слоев, втирая лак в поры древесины, то поры изделия будут закрытыми.
Непрозрачная отделка. На поверхности древесины создают непрозрачное одноцветное или рисунчатое покрытие жидкими (эмали, лаки) или пленочными (облицовочными) материалами.
Непрозрачное покрытие можно создать нанесением на поверхность нескольких слоев непрозрачной эмали. Так же, как и при прозрачной отделке, с помощью непрозрачных эмалей и лаков можно получить покрытия с открытыми и закрытыми порами.
Непрозрачные покрытия наносят на поверхность древесины хвойных и недорогих мягких лиственных пород, древесностружечных и древесноволокнистых плит.
Отделка металлами (золочение, серебрение, бронзирование) в лозоплетении применяется редко, за исключением отделки под бронзу, которое мы коротко опишем.
При отделке под бронзу поверхность покрывают порошком бронзы, смешанным со связующим веществом (лаком). Смесь наносят кистью. Другой вид бронзирования – нанесение сухого бронзового порошка на поверхность, покрытую лаком, высушенным «до отлипа». Для отделки под бронзу обычно применяют масляные и спиртовые лаки. Нельзя пользоваться синтетическими лаками – бронзовый порошок в них темнеет.
Способы нанесения отделочного материала.
Способ нанесения отделочного материала зависит главным образом от размера и формы отделываемых деталей, а также от толщины создаваемого покрытия.
При малых объемах работ отделочные материалы наносят тампоном или кистью. В последнем случае используют щетинные и волосяные кисти-ручники круглой или плоской формы.
Лак наносят ровным слоем, стараясь избегать потеков и неравномерной толщины пленки. Потеки могут появиться при использовании очень жидких лаков, а неравномерная толщина пленки – при применении загустевших лаков. И в том, и в другом случае надо привести вязкость лаков к норме.
При отделке криволинейных поверхностей и изделий в собранном виде отделочные материалы наносят методом распыления с помощью сжатого воздуха. Струя воздуха, выходящая из сопла распылителя, преодолевая силы сцепления частиц отделочного материала, распыляет его на мелкие капли. При попадании на поверхность эти капли сливаются и образуют ровный слой покрытия.
При распылении применяют ручные пистолеты-краскораспылители.
На объемные криволинейные детали, имеющие обтекаемую форму без внутренних углов, отделочные материалы наносят методом окунания. Деталь погружают в ванну с отделочным материалом, затем извлекают ее оттуда, выдерживают для отекания отделочного материала и сушат. Излишки отделочного материала, стекающие с деталей, можно повторно использовать, разбавив растворителем до рабочей вязкости.
Качество покрытия зависит от скорости извлечения деталей из ванны, вязкости и температуры отделочного материала, содержания в нем пленкообразующих, температуры деталей, что определяется опытным путем.
Недостаток данного метода в том, что по всей площади детали (изделия) невозможно получить равномерное по толщине покрытие, поскольку с верхней части детали (изделия) стекает большее количество лака, чем с нижней.
Все статьи на тему “плетение мебели”.
В статье использованы материалы из книги А. А. Гриб. «Плетение из соломки и других материалов». Для полного ознакомления с материалами книги советуем приобретать её у распространителей или издателя.
Источник – сайт о рукоделии и различных видах хобби – Трозо.Ру