Вышивка гладью любима многими вышивальщицами, но не все знают, как разнообразны приемы этой вышивки. Стежки глади могут заполнять весь мотив или какую-то его часть (краевая гладь), располагаться одновременно на лицевой стороне ткани и на изнаночной (двусторонняя гладь), только на лицевой стороне («верхошов»), ряды гладьевых стежков одного цвета могут незаметно «входить» в ряды стежков другого цвета (теневая гладь). Узоры гладьевой вышивки можно выполнять белыми нитками (белая гладь) и цветными (цветная гладь). На рис. 1 и 2 показаны образцы вышивки белой мстерской глади и цветной (александровской) глади.
Что требуется для вышивки гладью.
Для ручного вышивания необходимо иметь иглы, ножницы, наперсток, сантиметр, а также кальку и копировальную бумагу.
Советы по выбору инструментов и материалов для вышивания гладью.
Иглы для вышивания лучше брать короткие с удлиненными ушками (вышивальные № 1 и 2).
Ножницы для работы могут быть двух видов: маленькие с загнутыми концами для обрезки ниток при вышивании и большие -для разрезания тканей и мотков ниток.
Наперсток необходим для проталкивания иглы через ткань при подшивании краев ткани на изделии.
Сантиметр нужен для определения размера изделия, разметки узоров на ткани.
Калька пригодится при подготовке рисунка к переводу на ткань. Узор с оригинала сначала переводят на кальку, а с кальки – на ткань.
Копировальная бумага необходима для перевода рисунка на ткань.
Пяльцы нужны для удержания ткани в натянутом состоянии и предохранения ее от деформации. Пяльцы могут быть прямоугольные или круглые. Очень удобны для работы круглые деревянные пяльцы. Они состоят из двух обручей диаметром 20-40 см, входящий один в другой.
При запяливании ткань для вышивки кладут на меньший обруч и расправляют так, чтобы нити ее не перекосились. Сверху накладывают большой обруч, нажимают на него и ткань туго натягивают. Чтобы тонкая ткань при запяливании не порвалась, а также для того, чтобы в процессе работы вышивальная ткань не загрязнилась, поверх нее кладут другой кусок ткани с вырезанным в середине кругом диаметром, меньшим диаметра пялец.
Пяльцы могут быть с винтом, при помощи которого их прикрепляют к столу.
Для вышивок по нарисованному контуру подходят как льняные и хлопчатобумажные ткани, так и шелк, шерсть, сукно. Лучшими нитками считаются мулине. Они имеют прочную окраску, блеск и необходимую прочность. Пригодны также шерстяные, штапельные и шелковые нитки.
Моток ниток мулине разрезают в том месте, где находится узелок. Моток состоит из 14 пасм, в каждой из которых 6 тонких ниточек.
В вышивках цветной гладью часто используют нитки в два сложения.
Как закрепить нитку.
Для удобства закрепления нитки на ткани, из пасмы выдергивают одну ниточку, складывают ее двумя концами вместе и вдевают в иглу. Закрепляют нитку на ткани, используя петельку, которая образовалась от складывания нитки пополам. Узелков в вышивке не делают.
Прежде чем приступить к вышивке, ткань выравнивают по основе и утку, намечают на ней расположение узора, затем переводят узор. После этого ткань запяливают.
Как перевести рисунок.
При переводе рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги ткань, предварительно проглажен-
ную, расстилают на столе. Кальку с узором кладут на ткань и прикрепляют булавками с одной или двух сторон, образующих угол кальки. Под кальку подкладывают копировальную бумагу жирной стороной к ткани и обводят узор остро отточенным карандашом. Для перевода рисунка на светлую ткань берут темную копировальную бумагу, для темных — светлую.
Техника вышивки гладью.
Цветную гладь выполняют без настила, она может быть односторонней и двусторонней.
Гладью выполняют узоры с растительными мотивами: обобщенные, переработанные в условные формы веточки полевых цветов и ягод малины, рябины, крыжовника и т. д. Условно, как правило, и цветовое решение этих узоров. Например, красные ягоды сочетаются с коричневыми листьями, синие цветы -с золотисто-желтыми листьями.
Иногда узор выполняют только в одном цвете, но форма растения всегда сохраняется. Узоры могут быть составлены из веток с распустившимися цветами и созревшими ягодами. Такое совмещение вполне оправдано: оно усиливает сходство с растением, помогает мастерице дать интересное цветовое решение узора. Освоив несложные приемы этой вышивки, можно самому зарисовать понравившийся цветок или веточку с ягодами и листьями. Из веточки составить полоску и подобрать цвета ниток для вышивки узора. Такая работа таит в себе много неожиданных и интересных решений.
Мотивы узора вышивают гладью, козликом, стебельчатым швом, узелками, петельками с прикрепками. Стежки глади располагают по форме мотива: в лепестках цветка — от края к центру, в листьях – к середине, в направлении жилок (рис. 3,а). Чтобы в цветке все стежки были расположены к центру, надо менять их длину, располагая их в следующем порядке: один или два длинных, один короткий и т. д.
Крупные листья полностью не зашивают, такую гладь еще называют краевой (рис. 3,6). Стежки выполняют разной длины, направляя их от края к середине. Среднюю жилку выполняют стебельчатым швом (рис. 4).
Мелкие листочки вышивают косой гладью (рис. 5)
или козликом (рис. 6),
а ягоды – прямой гладью (рис. 7).
Для того чтобы ягоды сохранили свою форму, их обшивают по контуру швом вперед иголку, затем выполняют стежки двусторонней глади, закрывая стежки, проложенные по контуру.
Травку и веточки вышивают стебельчатым швом и петельками с прикрепками (рис. 8).
При выполнении веточки следят за тем, чтобы листочки-петельки располагались под углом к стеблю так, как идут жилки в листьях, а концы каждой петельки сходились в одной точке. Сердцевины небольших цветков вышивают узелками (рис. 9).
Иногда цветы и листья вышивают гладью с вливанием тонов: 2-3 тона одного цвета постепенно переходят один в другой. Выполнять такую гладь начинают от края лепестка. Стежки разной длины располагают в направлении к центру цветка и вышивают 2/з длины лепестка (рис. 10). Стежки другого тона частично закрывают выполненные ранее стежки.
Как ухаживать за вышитыми изделиями.
Изделие с вышивкой должно быть чистым и выглаженным с изнаночной стороны через увлажненную ткань. Подшитый вдвое край изделия гладят и с лицевой стороны.
Вышитые изделия, выполненные из хорошо моющихся тканей, стирают обычным способом, но при этом следует избегать сильного трения самого узора, чтобы не повредить вышивку, особенно если она выполнена крупными стежками.
Загрязненные изделия с цветной вышивкой стирают очень осторожно, в теплой воде. Их нельзя замачивать, заливать кипятком, кипятить. Выстиранное изделие хорошо прополаскивают в холодной воде, отжимают и завертывают на несколько минут в махровое полотенце или простыню. Гладят во влажном состоянии с изнанки на мягкой подстилке – в этом случае узор получается выпуклым, рельефным.
Вышитые салфетки, дорожки, скатерти гладить начинают с середины, чтобы вещь не вытянулась по краям. После глажения она должна лежать в развернутом виде до тех пор, пока не остынет.
В статье использованы материалы издания: Еременко Т.И. «Вышивка цветов гладью». – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. -64 с, ил. Для полного ознакомления с материалами книги советуем приобретать её у распространителей или издателя.
Всё, что вы хотели знать о рукоделии и поделках своими руками – Трозо.ру