Процесс изготовления тканей включает в себя несколько ступеней. То безграничное разнообразие, которое предлагает нам сегодня рынок, достигается не только в результате свойств волокон или особого переплетения нитей, но, гораздо чаще, в результате отделки.
Ткань, которую снимают со станков, называется суровой или суровьем. Это полуфабрикат. Он подлежит дальнейшей отделке.
Ткани различного назначения отделывают по-разному: отбеливают, окрашивают, наносят печатный рисунок; их делают блестящими или матовыми, гладкими или ворсистыми.
При окончательной отделке их пропитывали составами, для придания красивого вида, мягкости или жесткости, несминаемости, молеустойчивости и других, подчас совершенной удивительных свойств. В направлении поиска новых способов отделки, часто на основе последних научных изысканий и открытий, и развивается сегодня вся текстильная промышленность.
Можно привести как пример отделки гофрирование ткани из полиамидных волокон типа капрон. На ткань в соответствии с рисунком наносят фенольные препараты, от которых ткань местами садится, а местами на ней образуются выпуклости. Или взять двойные ткани, сотканные таким образом, что у них получается верх из топкого капрона, а нижняя сторона из вискозы. При обработке на холоде щелочью вискоза дает усадку, а капрон образует вздутия, и на ткани возникает рельефный рисунок.
На ткань из капроновых и вискозных волокон с помощью шаблонов наносятся загущенные растворы кислоты, далее её подвергают нагреву, отчего вискозные волокна разрушаются, а нити прозрачного капрона остаются нетронутыми. В результате на ткани образуется ажурный узор.
В последние годы разработан простой и дешевый способ получения рисунка из короткого ворса (до 2 мм) – так называемое флокирование. Ткань с нанесенным на нее по заданному рисунку клеевым веществом помещается в электростатическое поле, куда также подаются короткие волокна ворса. Ворсинки, заряжаясь, принимают вертикальное положение и приклеиваются к ткани по рисунку. С непроклеенных участков ворсинки стряхиваются.
Очень эффективна так называемая несминаемая (или противосминаемая) отделка. При этом ткани (вискозные, штапельные, некоторые хлопчатобумажные и полушерстяные) пропитывают специальными составами, высушивают и подвергают термической обработке. В результате повышается упругость материала и снижается его способность поглощать влагу и, следовательно, давать усадку.
Если такую ткань пропустить через тиснильные каландры, выдавливающие выпуклый узор, а затем подвергнуть термообработке, то такой узор сохранятся длительное время (10-15 стирок). Такая отделка называется стойким тиснением.
Ткани отделываются все более разнообразно. Например, выпускаются металлизированные ткани. Металлизация – нанесение на ткань тонких слоев различных металлов: алюминия, хрома, кадмия, олова, цинка, серебра, золота и других металлов, некоторых сплавов и неорганических веществ. Металлизация позволяет создать желаемые декоративные свойства ткани, а также сделать их теплозащитными, токопроводящими, диэлектрическими и.т.п. Металлизация тканей основана на свойстве атомов, образованных с помощью термического испарения металлов, перемещать в условиях вакуума лучеобразно и покрывать поверхности, находящиеся на их пути. Металлизированные ткани применяют для занавесей, плащей, подкладок. Из них делают также спецодежду для рабочих горячих цехов.
В прежнее время цветные рисунки наносились на ткань ручным способом. Такой способ назывался набивкой, набойкой, поэтому и теперь иногда узорчатые ткани называют набивными. Для набивки изготовляли специальные резные формы с рельефными узорами (манеры, цветки) или наборные (формы, узор которых набирался иа медных пластинок или проволоки. При набивке форму, покрытую краской, накладывали на ткань и ударяли по ней молотком.
Чтобы рисунок был ярче, его дополнительно расцвечивали кистью от руки. Однако таким способом раскрашивать ткали медленно и дорого. Поэтому теперь набивка почти не применяется.
Современные печатные машины в одну минуту могут нанести рисунок на 125 м ткани. В печатной машине ткань проходит между печатными валами и большим вращающимся металлическим цилиндром. На печатных валах выгравирован углубленный рисунок на который щеточным валиком наносится краска. При печатании вал прижимает ткань к большому цилиндру, и на ней получается рисунок. Каждый печатный вал наносит на ткань часть рисунка только одного цвета. Поэтому на современных печатных машинах бывает до 16 валов. Однако в некоторых машинах один вал может дать и весь рисунок.
В статье использованы материалы интерактивного журнала “Шторы как искусство”. Для полного ознакомления с материалами книги советуем приобретать её у распространителей или издателя.
Источник – сайт о рукоделии и различных видах хобби – Трозо.Ру