Вы можете начать заниматься росписью шелка, имея лишь самое необходимое оборудование, хотя существует множество приспособлений, которые можно со временем добавить к вашему арсеналу.
Внимание!
Большинство жидких красителей и пигментов делаются на водной снове и безвредны, но порошковые щелочные красители требуют крайне осторожного обращения (пока они в порошкообразном состоянии). Надевайте маску, когда отмеряете и смешиваете пигменты, чтобы избежать попадания их в дыхательные пути.
Обращаясь с любым химическим препаратом, надевайте защитные резиновые перчатки, чтобы избежать контакта с кожей. Это относится и к кальцинированной соде, которая является сильным щелочным раствором, и к жидкости для травления ворса, которая может вызвать раздражение кожи. Храните мерные ложечки, банки, чашки и кастрюльки и все остальное оборудование, которое вы используете для росписи и окраски, отдельно от кухонной посуды и утвари.
Шелк. Некоторые особенности материала.
Легкий шелковый эпонж – прекрасная ткань для начинающих. Она хорошо подходит для пробников и тренировочных упражнений, а также для изготовления праздничных открыток, картин и шарфов. По мере приобретения большего опыта, попробуйте работать с тканями других типов. Как выбрать шелковые ткани, подходящие для росписи читайте в этой статье.
Краски и красители для шелка.
Приобретите базовый набор красок и красителей для шелка. Подробная информация о красках для шелка в наших следующих статьях уроков “росписи по шелку“. О выборе красок читайте в этой статье.
Гутта и контурные смеси.
Нанесение барьерных линий, ограничивающих растекание красок при росписи, является основополагающим элементом росписи по шелку. Барьерные линии создаются при помощи гутты или различных контурных составов для шелка, которые продаются в тюбиках или пластиковых бутылочках с пипетками, и бывают различных цветов.
Тонкие металлические насадки.
Металлические насадки можно прикрепить на носик пластиковой бутылочки-аппликатора для удобства регулирования толщины контурной линии. Продаются насадки с кончиками различных диаметров – от 0.3 мм до 1 мм. В комплекте к ним прилагается тонкая проволочка для прочистки, которая не дает отверстию забиваться, когда наконечник не используется. Приклейте к концу прочищающей проволочки небольшой кусок клейкой ленты, чтобы отметить размер насадки и предотвратить потерю проволочки, если она случайно упадет на пол.
Загуститель красителей для шелка.
Добавляется к красителю или краске для изменения способа ее растекания.
Грунтовочный состав.
Наносится на шелк для того, чтобы изменить способность ткани впитывать краситель.
Эффектарные соли.
Рассыпаются по влажной окрашенной ткани для получения эффектных фактурных узоров.
Рамы.
Большинство росписей выполняется по ткани, натянутой на раму, которая растягивает шелк и способствует равномерному распределению красителей. Рама может представлять собой обыкновенную старую деревянную рамку от картины или четыре деревянных планки, скрепленные в форме правильного квадрата или прямоугольника. Если вы делаете раму самостоятельно, выбирайте не слишком твердую древесину, чтобы в нее легко втыкались кнопки. Раздвижные рамы разных конструкций, которые можно подгонять под нужный размер, более эффективны как для растягивания шелка, так и для работы с кусками ткани различного размера. Рамы бывают из дерева, пластика или металла. Купите ту, которая покажется вам наилучшей.
Кнопки для крепления шелка, натяжные крючки и двусторонний скотч.
Для крепления куска шелка к раме обычно используются специальные кнопки. Простейшими являются кнопки с тремя зубцами, они не протыкают ткань, когда шелк натягивается, а раздвигают волокна ткани. Эти кнопки сделаны из стали и могут заржаветь, если остатки кристаллов соли, используемой в некоторых изделиях, не будут тщательно удалены при стирке.
Альтернативой кнопкам с тремя зубцами являются натяжные крючки, или лапы. Такие крючки особенно полезны при работе с кусками ткани необычной формы или если вы хотите расписать ткань прямо до закрученных кромок шелка. Вы можете сделать натяжные крючки самостоятельно. Некоторые рамы продаются в комплекте с крючками.
Двусторонний скотч используют при росписи больших кусков шелка, не имеющих готовых закрученных кромок.
Читайте также нашу статью “История и техника производства шелка“.
Художественные кисти.
Необходимо иметь хороший набор кистей для росписи, так ках они являются основным инструментом для нанесения красок и красителей. Больше всего подходят мягкие круглые кисти для акварели с тонким кончиком. Кисти бывают разными по качеству и цене, но не скупитесь на расходы, а затем должным образом ухаживайте за своим инструментом. Пожалуй, самыми удобными для начинающих будут кисти размером от 2 до 12, плюс китайская или поролоновая кисть большего размера для росписи фонов и больших участков ткани.
При работе с воском пользуйтесь старыми кистями или кистями из щетины. Красители для шелка не должны испортить кисти или сделать их жесткими, однако красители, которые фиксируются теплом, могут с течением времени сделать кисти жестче. Используйте лучшие кисти для красителей, фиксирующихся паром, а кисти более низкого качества – для красителей, фиксирующихся теплом.
Палитры для смешивания красителей, чашечки, бутылочка-распылитель.
Вам необходима небольшая палитра для смешивания красок. Для росписи более крупных участков поверхности или фонов можно использовать пластиковые стаканы, банки из-под варенья или палитру с более глубокими ячейками: красителя должно хватить на весь участок, над которым вы работаете. Палитры могут быть изготовлены из фарфора или пластика. Некоторые краски и красители могут «въесться» в пластик и окрасить его, в то время как на фарфор они не действуют. Пузырьки с поршневыми насадками-пульверизаторами очень полезны для распыления красителя или воды. Также необходимо приготовить большую банку с водой. Чаще меняйте воду, грязная кисть испортит яркость красок.
Пипетки.
Пластиковые пипетки используются для того, чтобы аккуратно набирать краски или воду с минимальными потерями. Большинство пипеток имеет сбоку шкалу, которая позволяет записать точный состав оттенка и затем повторить его.
Бумажные полотенца и ватные палочки.
Бумажные полотенца требуются для вытирания капель, которые неизбежно образуются на кончике тюбика с контурным составом. Также ими вытирают кисти между полосканиями, чтобы сохранить неизменной насыщенность тона краски. Бумажное полотенце быстро впитает излишки красителя или воды с поверхности шелка, а ватные палочки используются для подсушивания мелких деталей.
Мягкие карандаши и «исчезающие маркеры».
Если вы не обводите рисунок, подложив его под шелк, для рисования непосредственно на ткани используйте очень мягкий карандаш (4В) либо “исчезающие маркеры”, чернила которые через некоторое время исчезают с поверхности ткани или легко удаляются водой.
Для тех, кто впервые обращается к этой технике, мы добавим несколько слов предупреждения: будьте осторожны, роспись по шелку легко входит в привычку!
В статье использованы материалы из книги Кэролайн Эрл «Роспись по шелку. Основы мастерства». Перевод с английского Я.В. Латинской. Арт-родник, 2002. Для полного ознакомления с материалами книги советуем приобретать её у распространителей или издателя.
Источник – сайт о рукоделии и различных видах хобби – Трозо.Ру