Одним из основных способов, применяемых для того, чтобы удержать краску в границах определенного участка, является использование резервирующей контурной линии. Такие линии, препятствующие распространению краски по шёлку, могут быть выполнены разнообразными резервирующими составами: акриловыми термозакрепляемыми контурами, водорастворимыми контурами; гуттой – латексным веществом, имеющим консистенцию меда, или восковым резервом. Линии резерва очерчивают рисунок и обычно наносятся непосредственно из тюбика или из мягкой пластиковой бутылочки с насадкой с тонким кончиком. На носик бутылочки может быть надет тонкий металлический наконечник.
Для того чтобы образовалась эффективная барьерная линия, резервирующий состав должен проникнуть сквозь натянутый шелк и пропитать волокна верхней и нижней поверхности ткани. Не существует определенных правил, устанавливающих толщину линии, однако линия резерва должна быть соразмерна рисунку. Хотя при ручной росписи толщина линии неизбежно окажется неодинаковой, все же она не должна выглядеть неряшливо.
Выбор цвета контура может значительно повлиять на окончательный вид работы, поэтому подбирайте оттенки для контуров так же тщательно, как и цвета пигментов и красителей. Контурные линии обычно наносятся на шелк строго по очертанию рисунка, выполненного на бумаге и подложенного под ткань, или нарисованного от руки непосредственно на ткани. Со временем вы научитесь контролировать толщину линии резерва, поэтому не расстраивайтесь, если поначалу ваши линии не столь хороши, как вам бы хотелось.
Водорастворимые и акриловые контуры.
Водорастворимые и акриловые контуры могут быть различных цветов. Их выпускают прозрачными, матовыми или перламутровыми. Основное вещество контурной смеси (как в водорастворимых прозрачных, так и в цветных матовых контурах) разработано таким образом, что оно вымывается из ткани после процедуры закрепления.
Поскольку перламутровые акриловые контуры предназначены для того, чтобы оставаться на ткани для создания переливчатого эффекта, они придают шелку несколько рельефную фактуру. Прозрачный, или бесцветный контур не содержит пигмента, поэтому при нанесении на белый шелк он будет выглядеть как белая линия, и всегда будет полностью вымываться из ткани, не оставляя ни малейшей жесткости. Тем не менее прозрачный контур может также использоваться для создания цветных или разноцветных линий, ведь он сохраняет основной цвет ткани, на которую наносится: при нанесении на голубой шелк, он создаст голубую контурную линию. Вы можете купить уже окрашенные матовые водорастворимые составы или сделать их самостоятельно, добавив небольшое количество красителя в прозрачную контурную смесь.
Водорастворимая контурная смесь окрасится любой краской или красителем, который намеренно или случайно попал в нее. а также может утратить свою эффективность барьерной линии, если подвергается длительному увлажнению краской либо водой. Поскольку этот состав восприимчив к краскам, вы можете намеренно закрасить водорастворимый контур, если хотите скрыть толстые или неаккуратные линии, или же расписать контуры, чтобы уменьшить роль линий в росписи.
Водорастворимые контурные смеси бывают как термозакрепляемыми, так и парозакрепляемыми, и лучше всего препятствуют растеканию краски, когда они полностью высушены, что может занять около 20-30 минут, в зависимости от толтолщины нанесенной линии контура. Ускорить время высыхания можно, используя фен (но не нагревательные приборы, которыми можно легко сжечь шелк). Постоянно перемещайте фен, чтобы избежать перегрева, который может привести к мелким вздутиям акриловых перламутровых термозакрепляемых контуров. Краски или красители всегда следует наносить на некотором расстоянии от высохшей линии контура и позволять имрастекаться до барьерной линии. Это предотвратит случайное протекание краски за контур.
Резервирующие составы из гутты на основе растворителя.
Гуттаперча, обычно называемая “гутта”, производится из млечного латексного сока тропического дерева. Сок обрабатывается и очищается для образования резервирующей субтанции – резиновой, эластичной и водоустойчивой. Существуют и резервирующие составы на основе растворителей.
Гутта дает линию резерва, которая может быть нарисована без риска окрашивания, так как она отталкивает краску так же, как и восковой резерв. Это полезно при работе в несколько этапов, с последовательными стирками, или для очень тонких рисунков, когда трудно аккуратно нанести краску.
Гутта чувствительна к температуре, поэтому не подвергайте ее воздействию ни жары, ни холода. Консистенция ее должна быть текучей, наподобие жидкого меда. Для достижения необходимой консистенции гутту можно разбавить специальными разбавителями или несколькими каплями уайт-спирита, поскольку она может загустеть во время хранения. Чтобы предотвратить загустение гутты, можно день или два держать бутылочки с пипетками в банке с закручивающейся крышкой, куда налито немного уайт-спирита. Всю неиспользованную гутту следует слить обратно в оригинальную емкость, так как если ее оставить в бутылочке с пипеткой, она затвердеет и станет не пригодной к употреблению.
Гутта на основе растворителя чаще всего продается прозрачная или черная, но вы можете окрасить ее, добавив в прозрачную смесь немного парозакрепляемого красителя. Нанесенная на ткань, гутта высыхает на воздухе примерно за 15-20 минут. Гутта на основе растворителя эффективно препятствует растеканию красителя даже до того, как полностью высохнет. Контуры из гутты на основе растворителя не смываются водой после закрепления, их следует удалять с законченного изделия, погружая шелк в уайт-спирит, или методом сухой чистки.
При работе с веществами на основе растворителей всегда следует соблюдать осторожность. Растворители для гутты огнеопасны, и их пары не следует вдыхать. Всегда используйте и храните составы на основе растворителей вдали от любых источников тепла и работайте в хорошо проветриваемом помещении.
Восковой резерв.
Восковой резерв помогает создать превосходную водонепроницаемую линию, которая сохраняет цвет шелка под слоем воска, даже если поверх него нанесен цветной краситель. Воск можно наносить кистью, губкой, чантингом, деревянными печатными формами или другими печатками. При нанесении на шелк воск должен выглядеть практически прозрачным. Если он кажется белым, или молочным, значит, он слишком остыл и не проникает в ткань, так что красители смогут просочиться снизу под ним. После завершения росписи восковой резерв можно удалить с шелка, прогладив работу между слоями впитывающей бумаги.
Утюг также закрепит краски, если вы использовали для росписи термозакрепляемые красители. Если для окрашивания работы вы использовали парозакрепляемые красители, изделие следует сначала прогладить, удалив основную часть воска, а затем запарить, как обычно. Запаривание также поможет удалить все следы воска.
Правила техники безопасности!
Воск следует разогревать в кастрюльке с термостатом или в двойной кастрюльке с термометром, для предотвращения перегрева, до рабочей температуры в 130 градусов.
Если воск дымится, значит, он слишком горячий; убавьте источник тепла и старайтесь не вдыхать дым.
При воспламенении воска, накройте пламя жаропрочной крышкой или пожарным одеялом. Выключите нагревательный прибор. Оставьте кастрюльку с воском охлаждаться. Не поднимайте ее и не пытайтесь передвинуть. Никогда не гасите пламя водой.
При работе с воском никогда не оставляйте кастрюлю с воском без присмотра.
Все статьи темы “Уроки росписи по шёлку“.
В статье использованы материалы из книги Кэролайн Эрл «Роспись по шелку. Основы мастерства». Перевод с английского Я.В. Латинской. Арт-родник, 2002. Для полного ознакомления с материалами книги советуем приобретать её у распространителей или издателя.
Источник – сайт о рукоделии и различных видах хобби – Трозо.Ру