Возникновение вышивания, одного из самых массовых видов народного искусства, относится к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных.
Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением, выполненными нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом. Читайте также наши статьи “История культуры вышивания. Значение орнаментов, цветопередачи и композиции в вышивке. Терминология вышивальщиц” и “Вышивка лентами – история возникновения ремесла. Декорирование лентами“.
Материалом для вышивки в разное время служили жилы животных, натуральные или окрашенные нити льна, конопли, хлопка, шелка, шерсти, волос, а также жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блестки, ракушки, золотые и медные бляшки, монеты.
Вышивка тесно связана с бытом, трудом, природой и, таким образом, всегда отражала художественные вкусы и представления, выявляла национальное своеобразие и мастерство каждого народа.
Переход от каменного и костяного шила к костяной, а затем бронзовой и стальной игле способствовал изобретению и усовершенствованию все новых и новых способов шитья и вышивания.
Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметов обихода.
Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к VI-V вв. до н.э. Они были выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях шелком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями. Вышивкой украшали не только одежду, но и ковры и декоративные панно с изображением деревьев и птиц. Тончайшие вышивки Китая оказали значительное влияние на вышивальное искусство Японии.
Разнообразные вышивки Древней Индии и Ирана характеризовались множеством растительных мотивов, изображением животных и жанровых сцен. Красочные вышивки Византии, отличавшиеся роскошью шелкового и золотного шитья, разнообразием растительных узоров, оказали большое влияние на развитие вышивального искусства многих стран западной Европы в период Средневековья, где выработались свои орнаментальные мотивы, расцветки и техники исполнения.
В Англии с XIII в. известна богатая вышивка золотом, серебром и шелком орнаментальных мотивов из цветов и переплетающихся завитков растений. В XVI-XVII вв. во Франции, Италии и других европейских странах широко распространились вышитые портреты, панно с изображением людей и животных на фоне пейзажей с замками, мифологические сюжеты, сцены охоты. Исключительным богатством вышивальных техник, разнообразием изображений растений, животных и птиц на льняных и шерстяных тканях отличались вышивки Испании.
Выше: вышивка на платье знатной дамы.
С конца XIII — начала XIV в. во Франции, Германии, Швеции, Англии, Дании, Норвегии вышивка начала широко применяться в народном костюме и для украшения бытовых предметов.
Большое распространение получила вышивка белая гладьевая и сквозная с геометрическими и растительными узорами. В Скандинавских странах применялась также вышивка цветной шерстью и золотное шитье.
На Алтае в Пазырыкских курганах хорошо сохранились тканые, вышитые и украшенные аппликацией кожей, войлоком, бусами и металлическими бляшками ковры, седла, чепраки, одежды и обувь знатных скифов, изготовленные в VI-III вв. до н.э. В европейской части страны при раскопках старинных курганов найдены остатки одежды скифов и сарматов, живших здесь в I-III вв. до н.э., украшенные вышивкой шерстяными, шелковыми, золотыми и серебряными нитями. Одна из первых вышивальных школ была открыта в Киеве, в Андреевском монастыре сестрой Владимира Мономаха княгиней Анной-Янкой, где девушки обучались мастерству вышивания шелком, золотыми и серебряными нитями.
Выше: свадебное платье с золотым и серебряным шитьём.
На протяжении столетий руками мастериц создавались пышные растительные орнаменты на одеждах вельмож, представителей зажиточных слоев городского и сельского населения, в оформлении культового убранства. Более скромны были вышивки в народном быту.
Для русской вышивки характерны мотивы геометрического и растительного орнаментов, расположенных в виде прямых полос, подчеркивающих край одежды.
Выше: Рушник, вышитый “красным по белому”.
В красочных орнаментах, украшавших полотенца и подзоры, вышивались изображения фантастических зверей, птиц, растений. Среди русских вышивок широко известны владимирский верхошов и мстерская белая гладь, крестецко-валдайская строчка калужская цветная перевить, орловские списы и бранки, нижегородские гипюры и многие другие техники.
Давние традиции украшения одежды и предметов быта национальной вышивкой сохраняются в Украине. В каждом регионе: Полесье, Средней Надднепрянщине, Слобожанщине, Подолье, Карпатах и Прикарпатье — прослеживаются местные особенности, свойственные отдельным областям районам селам.
Выше: страница из книги 1910 года со схемами вышивки алфавита.
Строгими узорами «белым по белому» и пышными растительными орнаментами украшали одежду, рушники (полотенца), платки головные и ручные, скатерти, занавеси и многое другое. На женских рубахах вышивкой отделываются рукава, ворот, лиф, манжеты, подол. Мужские рубахи вышивают по вороту, вдоль застежки и на концах рукавов. Техника вышивания очень разнообразна, как и орнаментальные мотивы в разных областях государства и отдельных селах. Как правило, это техника счетной и свободной глади, белых и цветных мережек, полукреста и креста, низи — вышивки с изнаночной стороны и др.
Для вышивки Беларуси характерны сочные орнаменты «красным по белому», мережки, вырезывание, шитье по сборкам и др. Декоративны и красочны вышивки Латвии, Литвы и Эстонии. В них преобладают геометрические и растительные мотивы узоров, исполненные разнообразнейшими техниками: счетной и свободной гладью, строчкой, полукрестом и крестом, козликом, тамбуром, мережками и строчевыми швами «белым по белому» и др. В женских и мужских праздничных рубахах вышивкой украшались воротники, наплечники и обшлаги, съемные воротники к женским рубахам-голошейкам, передники, головные уборы.
Богаты и изящны вышивки народов Кавказа. Повсюду распространена в Грузии вышивка шелком, шерстью и золотом женских и мужских рубах, верхней одежды, нагрудников, косынок, поясов, подушек, настенных ковров и других изделий.
Выше: Бархатная одежда с вышивкой. Экспозиция Национального музея в Тбилиси.
Насчитываются десятки различных декоративных швов и в цветочно-растительных орнаментах, и в строго геометрических: полукрест, стежка, стебельчатый и тамбурный швы, узелками, гладь, аппликация.
Тонкостью и мастерством исполнения отличаются армянские вышивки, их орнамент представляет собой стилизованные растительные и геометрические мотивы, выполняемые различными швами по свободному контуру и счету нитей ткани. Это гладь, мережка, плетеночный шов и другие.
В Азербайджане тамбурными швами цветным шелком по красному сукну, черному бархату, атласу и сатину вышивают мотивы орнаментов, состоящих, из завитков, цветов, листьев и стеблей растений. Украшают ими ковры, подушки, скатерти, покрывала, безрукавки, кошельки и другие изделия. Процветало здесь и золотное шитье, вышивка белой счетной и цветной свободной гладью, металлическими блестками.
Ниже: национальный костюм жителя Афганистана с расшитой жилеткой.
Вышивки Казахстана и Кыргызстана отличаются различными вариантами накладного шитья из войлока, сукна, кожи; тамбурными и гладьевыми швами по сукну, бархату, шелку. В узорах часто встречаются завитки рогов, стилизованные фигуры животных и реже — изображение растений.
На Дальнем Востоке вышивка выполняется шелком по трафарету из рыбьей кожи, аппликацией из меха, кожи, сукна. В оформлении одежды и обуви применяется крупный бисер. У народов Крайнего Севера распространены вышивка оленьим мехом по замше и сукну, аппликация из ткани и кожи с применением бисера.
Выше: работа мастериц над настенным панно, созданным из разнообразных материалов – от меха, до перьев птиц.
Вышивки народов Поволжья — марийская, мордовская, чувашская — отличаются геометризованными узорами из растений, животных и птиц, выполненных в технике гладьевых швов и накладного шитья, вышивкой бусами, металлическими бляшками.
Для вышивок Татарии характерно шитье золотом и бисером по бархату на различных бытовых предметах и одежде.
Выше: турецкий костюм из бархата с золотой вышивкой, датируется серединой 19 века.
Нас восхищают прекрасные произведения искусства, хранящиеся во многих музеях страны, где проявились самобытность и мастерство, умелый подбор материала по цвету и фактуре, рукотворные изящество и неповторимость узоров и красок, разнообразие вышивальных техник.
В наше время в вышивании прекрасно соединились традиционное и современное творческие начала. Современные мастера заимствуют из сокровищниц народного наследия крой и чудесные узоры, используют как старинные, более сложные, так и новые — декоративные, более легкие в исполнении — швы, создавая новые образцы народного творчества.
В статье использованы материалы из книги: Качанаускайте Лайма «Энциклопедия рукоделия. Вязанье, коклюшки, макраме, кружева, шитьё, цветы, бисер, кожа, фриволите». Для полного ознакомления с материалами книги советуем приобретать её у распространителей или издателя.
Источник – сайт о рукоделии и различных видах хобби – Трозо.Ру