Узелковый батик, пожалуй, самый простой способ росписи ткани.
Для создания необычных и красочных эффектов на ткани требуется лишь умелое завязывание различных узелков, ткань и, конечно, краски. При помощи нехитрых приспособлений и умения по-разному завязывать узлы можно создать разнообразные орнаментальные решения на ткани.
Техника узелковой росписи по некоторым источникам была известна в Китае еще до VII века. Чуть позднее в Индии она также получила достаточно широкое распространение. Такие названия, как бандхей, бандха’на, бандхни, говорили прежде всего об этой замечательной технике и в переводе означали фактически сам прием росписи «обвяжи – окрась».
В Индии до сих пор эта техника росписи используется при создании как дополнений к одежде, так и самой одежды. Как правило, узелковым батиком оформляют праздничную одежду. В летописях VII века в Японии упоминается о том, что эта техника называлась шибори. Интересно и то, что в Японии в то время была распространена и другая техника создания рисунка, которая формировалась еще на стадии ткачества. Она называлась – икат.
Японские мастера сочетали эти две техники и создавали поистине произведения искусства. Индонезийские икаты, по некоторым источникам, появились еще раньше батика. Их называли «улос» и «грингсинг». Икатам в Индонезии приписывали различные качества, такие, как защита от болезней, и многое другое. Часто икаты использовали при различных обрядах, считая, что магическая сила, заложенная в них, передастся тому, кто будет ими владеть.
В различных странах узелковый батик имел свои особенности. Где-то его дополняли бусинками или вышивкой, где-то даже кусочками зеркала (известны примеры в Индии), в Африке, например, жемчужинами и раковинами. Известна техника узелковой росписи и на Кавказе, в Тибете, Иране, Турции, Сирии, Марокко, Египте, Алжире, Ливии.
В каждой стране народ вносит в эту, казалось бы, простую технику свои особенности.
В статье использованы материалы книги «Предметы интерьера в технике Батик и Аппликация». Х.И. Махмутова.
Источник: trozo.ru