Техника анкарс, по сути, выросла из классического фриволите. В литературе об истории возникновения фриволите говорится крайне скупо. Известно, что эта техника существует много веков. Относительно страны происхождения высказываются только предположения, которые расходятся между собой. Вероятно, это все-таки одна из арабских стран. Известно, что в XVII веке в Англии большой вклад в развитие этой техники внесли монахини, и большинство схем изделий, которые мы сейчас называем «схемами классического фриволите», происходят именно оттуда.
Позже техника фриволите получила достаточно широкое распространение в Европе. В Россию эта техника пришла из Франции, отсюда и французское ее название, которое мы используем по сей день.
В XIX и начале XX века в России был издан ряд книг по рукоделию, таких, как «Курс женских рукоделий», «Полная школа женских рукоделий», и других, содержавших небольшие разделы по фриволите, где давались основы техники и некоторые несложные образцы. Материалы переводились из различных зарубежных изданий. Но после октябрьских событий 1917 года этот вид рукоделия, как и многие другие, был признан «буржуазным», «мещанским» и «барским» и в итоге основательно забыт.
К 80-м годам XX века в России почти не осталось людей, владеющих техникой фриволите. В это время на Западе вновь возникла мода на классическое фриволите, появились публикации в журналах, книги. Чуть позже, в середине 80-х, в Ленинграде был организован кружок, где начали изучать эту технику.
И сегодня за возрождение фриволите в России мы должны благодарить Наталью Михайловну Егельскую, руководителя этого кружка, именно она научила азам фриволите тех, кто потом разрабатывал эту технику и нес ее дальше; Анну Григорьевну Вечерскую, разработавшую методику преподавания на трехмесячных курсах, по которой учились все последующие поколения мастеров. А также Нину Григорьевну Либин (не только восстанавливавшую старинную технику плетения фриволите с бисером на нити, но и создавшую на ее основе собственное направление, которое она назвала биниль) и других энтузиасток из этого кружка. В 1992 году в Москве, в Ново-Переделкино, также открылись курсы фриволите, где преподавали Е. Степная и А. Розанова.
Выпускницы курсов принимали участие в регулярно проводимых выставках, общались друг с другом, делились идеями и творческими планами, получая импульс для дальнейшего творчества. Это общение быстро стало хорошей традицией, и таким образом сформировался коллектив мастеров, который плодотворно работает и по сей день, пополняясь за счет новых выпускниц курсов.
В 1996 году этот коллектив получил название «Художественная мастерская “Кружевница”», позже, в декабре 1998 года, он превратился в «Художественную мастерскую “анкарс”», а в апреле 2001 года мастерская получила звание народного коллектива.
Теперь мы подошли ко времени появления непосредственно техники анкарс. Дело в том, что нашим мастерам ограничиться классическим фриволите оказалось просто невозможно. Появились авторские дополнения в классические схемы, а потом и авторские схемы. Естественно, пришлось пересмотреть и продумать правильную постановку рук при плетении, это дало,возможность восстановить то качество работы, которым отличались старые мастера. Стало интересно попробовать работать с нетрадиционными для фриволите материалами («тонкими скользящими нитями»), и через некоторое время мы полностью перешли на них, разработав соответствующую технику плетения.
Вскоре изделия мастеров стали значительно отличаться от традиционного фриволите. Нас постоянно спрашивали на выставках, как называется техника, в которой мы работаем. Стало понятно, что нашему детищу пора дать имя. И мы назвали его анкарс. Это аббревиатура из имен и фамилий А. Розановой, Е. Степной и А. Сафоновой. Анжела Сафонова закончила учебный курс у А. Розановой и разработала некоторые элементы анкарса.
Что же такое техника анкарс? В 1996 году, давая анкарсу определение «техника оттеночной декорировки основы, выполненной челноками», мы стремились сделать это определение максимально лаконичным, подразумевая, что все подробности обозначены словами «оттеночная декорировка».
Однако время шло, техника развивалась, появлялись новые идеи, авторские приемы и элементы, новые подходы к выполнению работ. Сейчас в этой технике существует два направления, которые отличаются предпочтениями в выборе материалов, общим подходом к выполнению работ, авторскими способами декора, авторскими элементами.
Первоначальное определение техники анкарс стало тесным, мы выросли из него. Сейчас мы добавляем, подразумевая именно технику, что при создании изделий используется техника фриволите (челночное кружево), техника плетения фриволите с бисером, элементы вышивки бисером, авторские способы декора, элементы бисероплетения, макраме, специальные приемы и элементы, разработайные авторами техники анкарс.
Сегодня работы ведущих мастеров отличаются, пожалуй, сильнее, чем первоначальный анкарс от фриволите, причем именно из-за используемых различных авторских элементов и приемов.
В статье использованы материалы издания: Екатерина Степная. «Плетение в технике анкарс. Техника. Приёмы. Изделия». Для полного ознакомления с материалами книги советуем приобретать её у распространителей или издателя.
Всё, что вы хотели знать о рукоделии и поделках своими руками – Трозо.ру